Консультация для родителей "Как научить ребенка правильному поведению при пожаре"
05.05.2025
Консультация для родителей
«Как научить ребенка правильному поведению
при пожаре»
Основы
воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.
Поэтому
пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего
детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется
всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка
интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть
интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула
спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная
встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные
электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь. Поэтому
родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной
ситуации.
На
первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые
шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений
оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес
к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое
ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке
руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые
впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную
необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские
впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать
опасность огня.
В
возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и
действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития
ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление
надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным
веществам, электроприборам и предметам. Пока ребёнок не подрастёт: горючие
жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. –
следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать
это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы
умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо
следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с
помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных
спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их,
специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов,
интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих
действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время,
когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом
присутствии взрослых.
К
семи годам ребёнок
уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не
случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо
сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь
уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу
детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками,
бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В
противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только
обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к
сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После
безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в
потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая
использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать
ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто
и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и
контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».
Реакция
детей во время пожара:
-
Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что
там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
-
Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой –
голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае
пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.
-
Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из
мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно
рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и
спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.
Важно,
чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и
молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует
пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного
дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет
об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.
Родителям
нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре,
рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф,
противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные
тканевые вещи, одеяла).
Ребенок
должен знать, что если он видит пламя, то нужно:
- звать на помощь взрослых или позвонить им по
телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата
всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно,
ваш);
-
в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой,
использую пожарный гидрант или огнетушители;
-
не тушить огонь в квартире самостоятельно;
-
выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж
невысокий и окно свободно открывается;
-
ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
-
если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым
не проникал в вентиляцию;
Дети
всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их
правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти
ситуации и планы эвакуации.
Используйте
эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности.