словарь педагога

Авторитет родительский (от лат auctoritas - власть, сила) - отличительные особенности
отдельного человека или группы, благодаря которым они заслуживают доверия и могут
иметь положительное влияние на взгляды и поведение других людей; признан и влияние
родителей на убеждения и поведение детей, основанный на глубоком уважении и любви к
родителям, доверии к высокой значимости их личных качеств и жизненного опыта, слов и
поступковв.
Адаптация (от лат adaptatio (adapto) - приспосабливаю) - способность организма
приспосабливаться к различным условиям внешней средыа.
аккредитации я (от фр accreditation (accredo) - доверяю) - в сфере образования процедура определения статуса высшего учебного заведения, подтверждение его
способности осуществляющих подготовку специалистов на уровне где ержавних
требований по определенному направлению (специальности).
Акселерация (от лат acceleratio - ускорение) - ускорение физического развития детей, в
частности роста, веса, более раннее половое созреваниея.
Актив ( от лат activus - деятельный, действенный) - группа воспитанников, членов
конкретного коллектива, которые осознают требования руководителя коллектива,
помогают ему в организации жизнедеятельности воспитанников, проявляют ь
определенную инициативу.
Активность (в учебе) - характеристика особенностей познавательной деятельности
личности, заключается в осознанном использовании ею интенсивных методов, средств,
форм овладения знаниями, выработки умений и навичо.
Андрагогика (от гр androa - взрослый человек и agogge - управление) - отрасль
педагогики, занимающаяся проблемами образования, обучения и воспитания взрослыхх.
Аномальные дети (от гр anomalia (anomalos) - неправильный) - воспитанники, имеющие
значительные отклонения от норм физического или психологического развития и требуют
воспитания и обучения в специальных учебно-воспитательных с закладах.
Аскетизм (от гр asketes - подвижник) - крайний уровень умеренности, сдержанности,
отказ от жизненных материальных и духовных благ, добровольное переноса физических
мучений, трудностейв.
Аспирантура (от лат aspirans - тот, кто стремится к чему-либо) - форма подготовки
научно-педагогических и научных кадровв.
Аудиовизуальные средства обучения (от лат audire - слушать и visualis - зрительный) одно из средств образовательных технологий обучения с использованием разработанных
аудиовизуальных учебных материаловв.
Б
Бал (от фр balle - мяч, шар) - результат оценивания учебной деятельности учащихся в
условно-формальном отражении и числовом измеренииі.
Беседа дидактическая - метод обучения, который предусматривает использование
предыдущего опыта учеников по определенной области знаний и на основе этого

привлечение их посредством диалога к осознанию новых явлений, понятий или
воспроизведение уже приобрести.
B
Виды образования - общая, политехническое, профессиональная Виды развития человека
- биологический (физический), психическое, социальноей.
Виды общения - вербальное, мануальное (от лат manualis-ручной), техническое,
материальное, биоэнергетическоее.
Изложение проблемный-создание учителем проблемной ситуации, помощь ученикам в
выделении и \"принятии\" проблемной задачи, использование словесных методов для
активизации мыслительной деятельности учащихся, направленной на уд волення
познавательных интересе інтересів.
Требование - метод педагогического воздействия на сознание воспитанника с целью
вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности Виды
требований: требование-просьба, требование-доверие, требование-одобрение, требование-совет, требование-намек, условная требование, требование в игровом оформлении,
требование-осуждение, требование-недоверие, требование-угроза.
Воспитание авторитарное - образовательно-воспитательная концепция,
предусматривающая безусловное подчинение воле воспитателя.
Воспитание всестороннее - воспитание, которое предполагает формирование у личности
определенных качеств в соответствии с требованиями умственного, нравственного,
трудового, физического и эстетического воспитания.
Воспитание гармоничное - воспитание, которое предусматривает, чтобы качестве
составляющих воспитания (умственного, нравственного, трудового, физического,
эстетического) дополняли друг друга, взаимно обогащались.
Воспитание экологическое (от гр oikos - дом, среду и logos - учение) - приобретение
человеком знаний в области экологии и формирование у нее моральной ответственности
за сохранение природной среды и разумного сосуществования с ним.
Воспитание экономическое - воспитание, предусматривает решение следующих задач:
формирование экономического мышления, овладения экономическими знаниями,
умениями и навыками экономических отношений.
Воспитание эстетическое - развитие у человека чувств прекрасного, формирование
умений и навыков творить красоту в окружающей действительности, уметь отличать
красивое от уродливого, жить по законам духовной красоты.
Воспитание нравственное - воспитания, предполагает овладение нормами и правилами
нравственного поведения, формирование чувств и убеждений, умений и навыков.
Воспитание правовое - формирование у граждан высокой правовой культуры,
предполагает сознательное отношение личности к своим правам и обязанностям,
уважения законов и правил человеческого общежития, готовности соблюдать и

добросовестно выполнять определенные требования, которые выражают волю и интересы
народ.
Воспитание физическое - воспитания, ставит целью создание оптимальных условий для
обеспечения достаточного физического развития личности, сохранения его здоровья,
овладение знаниями об особенностях организма человека, ф физиологические процессы,
происходящие в нем, приобретение санитарно-гигиенических умений и навыков ухода за
собственным телом, поддержание и развитие его потенций.
Воспитание национальное - исторически обусловлена ??и создана этносом система
воспитательных идеалов, взглядов, убеждений, традиций, обычаев, направленных на
целесообразную организацию деятельности членов общества, в процессе которой происхо
ться процесс овладения морально-духовными ценностями народа, обеспечивается
соединение и преемственность поколений, соборность народ.
Воспитание половое - овладение подрастающим поколением этикой и культурой в сфере
взаимоотношений полов, формирование у него потребностей руководствоваться нормами
нравственности в отношениях между лицами противоположного пола.
Г
Ген (от гр genos - род, происхождение, наследственный) - элементарная единица
наследственности, носитель задатковв.
Гигиена учебно-воспитательной работы - система научно обоснованных правил
организации учебно-воспитательного процесса с учетом необходимых санитарных
требований.
Достоинство национальная - этическая категория, характеризующая личность с точки
зрения расширения понятия духовных ценностей за пределы своего «Я» и сочетание
личностных переживаний, ощущений с общенациональными ценностямицінностями.
Гуманизация воспитания - создание оптимальных условий для интеллектуального и
социального развития каждого воспитанника, выявление глубокого уважения к человеку,
признание естественного права личности на свободу, социальную защиту, р развитие
способностей и проявление индивидуальности, самореализацию физических, психических
и социальных потенций, на создание социально-психического фильтра против
разрушительных воздействий негативных факторов окружающей го природной и
социальной среды, воспитание у молодежи чувств гуманизма, милосердия,
благотворительности.
Гуманизм (от лат humanus - человеческий, человечный) - прогрессивное направление
духовной культуры, возвеличивает человека как величайшую ценность в мире,
утверждает право человека на земное счастье, защиту прав на свободу, всесторонне ный
развитие и проявление своих способностейй.
Д
Дальтон-план - форма организации обучения, которая предусматривала такую
??технологию: содержание учебного материала по каждой дисциплине разделялся на
части (блоки), каждый ученик в виде плана получал индивидуальное зада ния,
самостоятельно работал над его выполнением, отчитывался о работе, набирая

определенное количество баллов, а затем получал следующее задание При этом учителю
отводилась роль организатора, консультанта Уч нов из класса в класс переводили не после
окончания учебного года, а в зависимости от степени овладения программным
материалом (С-4 раза в годк).
Демократизация воспитания - принципы организации воспитательной системы,
предусматривающие децентрализацию, автономизации учебно-воспитательных
учреждений, обеспечение сотрудничества воспитателей и воспитанников, учета мнения
коллектива и каждого жнои личности, определение человека как высшей природной и
социальной ценности, формирование свободной творческой личности.
Д емонстрация - метод обучения, который предусматривает показ предметов и процессов
в их натуральном виде, динамике.
Государственный стандарт образования - совокупность единых норм и требований к
уровню образовательной подготовки в определенных учебно-воспитательных
учреждениях.
Девиантное поведение - (от лат deviatio - отклонение) - отклонение от установленных
норм морали и праваа.
Дедукци я (от лат deductio - выведение) - переход от общих понятий о предмете
определенного вида к частному, частичному знанияя.
Дефиниция (от лат definitio - определение) - короткое логично мотивированное
определение, которое раскрывает существенные отличия или признаки того или иного
понятияя.
Дидактика (от гр didaktikos - учу) - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию
образования и обученияя.
Дискуссия (от лат discussio - рассмотрение, исследование) - метод обучения,
направленный на интенсификацию и эффективность учебного процесса за счет активной
деятельности учащихся (студентов) в поисках научной исты ини.
Диспут - прием (по методу убеждения) формирование убеждений и сознательного
поведения путем споры, дискуссии в процессе вербального общения с членами
первичного коллектива или иной группы.
Диссертация (от лат dissertatio-исследование)-научная работа, выполненная с целью ее
публичной защиты для получения степения.
Дисциплина (от лат disciplina - учение, воспитание, распорядок) - определенный порядок
поведения людей, обеспечивает согласованность действий в общественных отношениях,
обязательное усвоение и выполнение личностью установлен них правил.
Диагностика психолого-педагогическая (от гр diagnostikos - способный распознавать) отрасль психологии и педагогики, разрабатывающая методы выявления индивидуальных
особенностей и перспектив развития и воспитания личностиі.
Догматизм (от гр dogma - учение, которое принимается за непреложную истину) - способ
усвоения и применения знаний, при котором то или иное учение или положение

воспринимается как законченная, вечная истина, правило, применяется без учета
конкретных условий жизненноя.
Домашняя учебная работа - форма организации обучения, которая предусматривает
самостоятельное выполнение учащимися (студентами) учебных задач в внеаудиторное
время (непосредственно дома, в группах продленного дня и др.) -Доцент (от лат docens - тот, который учит) - ученое звание преподавателя высшего
учебного заведенияу.
Е
Экстернат (от лат externus - внешний, посторонний) - форма обучения, основанный на
самостоятельном овладении учебным дисциплинам в соответствии с профессиональной
образовательной программы по избранной специальностию.
Элитарный (от фр elite - лучшее, отборное (лат eligo - выбираю) - учебное заведение,
которое отличается своим влиянием, привилегированным положением и престижем,
высоким уровнем образованияти.
Эстетика (от гр aistesis - ощущение, чувство) - наука о прекрасном и его роль в жизни
человека, об общих законах художественного познания действительности, развития
искусстваа.
Этика (от гр еthiса - привычка, нрав) - наука, изучающая мораль как форму
общественного сознания, ее сущность, историческое развитиек.
этнизации воспитания (от гр ethos - народ) - насыщение воспитания национальным
содержанием, направленный на формирование национального сознания и национального
достоинства личности, формирование черт национальной мент ментальности, воспитание
у молодежи чувств социальной ответственности за сохранение, приумножение и
жизнедеятельность этнической культури.
Этнопедагогика - наука, изучающая особенности развития и становления народной
педагогики.
З
Задача воспитания - обеспечение всестороннего гармоничного развития личности.
Задатки - генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга
и нервной системы, которые индивидуально естественной предпосылкой процесса
развития и формирования личности.
Заведения воспитательные - учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие
образование и воспитание подрастающего поколения.
Заведения внешкольные - детские воспитательные учреждения, деятельность которых
направлена ??на обеспечение потребностей человека в удовлетворении интересов и
склонностей, получения школьниками дополнительных знаний, умений и навыков,
развитие интеллектуальной ьних потенций, содействие будущей профессиональной
выбора личности К этой группе учреждениям относятся дворцы и дома детского и

юношеского творчества, станции юных техников, натуралистов, спортивные, худо жни,
музыкальные школы, детские библиотеки, театры, кинотеатры, детские железные тощо.
Привычка - способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации
приобретает для индивида характер внутренних потребностей.
Закономерности воспитательного процесса - факторы, отражающие необходимо,
существенное, устойчивое, повторяющееся, общее для определенной отрасли отношение
между явлениями объективной действительности.
Закономерности обучения - факторы, которые выражают самое необходимое,
существенное, важное, общее для организации обучения.
Поощрение - метод воспитания, предусматривающего педагогическое воздействие на
личность и выражает положительную оценку воспитателем поведения воспитанника с
целью закрепления положительных качеств и стимулирование к активная деятельная
ности.
Средства воспитания - достояние материальной и духовной культуры (художественная и
научная литература, музыка, театр, радио, телевидение, произведения искусства,
окружающая природа и др.), формы и виды воспитательной работы (сборы, бесед ди,
конференции, игры и пр.), которые используются в процессе действия того или иного
методу.
Средства обучения - предметы школьного оборудования, применяемых в процессе
учебно-воспитательной работы (книги, тетради, таблицы, лабораторное оборудование,
письменные принадлежности и др.,).
Здоровый образ жизни - жизнедеятельность человека с учетом особенностей и
возможностей своего организма, обеспечения социально-экономических и биологических
условий для его развития и сохранения.
Содержание образования - четко очерченная система знаний, умений и навыков,
которыми человек овладевает в определенном учебном заведении.
Знание - идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира
природного и человеческого; результат отражения окружающей действительности.
І
Идеал (от гр idea - представление, идея) - понятие морального сознания и категория
этики, содержащий в себе высшие моральные требования, возможна реализация которых
лично позволила бы ей приобрести совершенства; образ на айбильш ценного и
величественного в человекі.
Имидж (от англ image - образ, изображение) - впечатление, которое производит человек
на окружающих, стиль его поведения, внешности, ее манеры. .
Иллюстрация (от лат illustratio - освещаю, объясняю) - метод обучения, который
предусматривает показ предметов и процессов в их символическом изображении (фото,
рисунки, схемы и т.п.)).

Импровизация (от лат improvisus - непредсказуемый, внезапный) - деятельность
личности, учителя-воспитателя, осуществляется в процессе педагогического общения без
предварительной подготовки, осмысленияя.
Индивидуальность (от лат individuum - неделимое) - человек \"личность, которая
отличается совокупностью черт, качеств, своеобразием психики, поведения и
деятельности, которые подчеркивают ее самобытность, неповторимостьь.
Индукция (от лат inductio - выведение) - метод исследования, обучение, связанный с
движением мысли от единичного к общемуо.
Инструктаж (от лат instructio - руководство) - \"метод обучения, который
предусматривает раскрытие норм поведения, особенностей использования методов и
учебных средств, соблюдение техники безопасности накануне привлечения к процессу
выполнения учебных операциий.
Интенсификация учебного процесса (от фр intensification (intensio) - напряжение) активизация умственных возможностей личности для достижения желаемых результатовв.
Интернационализм (от лат inter - между и natio - народ) - нравственное понятие, которым
обозначают уважительное отношение к другим народам, их истории, культуры, языка,
стремление к взаимопомощии.
Инфантилизм (от лат infantilis - детский) - задержка в развитии организма,
проявляющаяся в сохранении у взрослого человека физических и психических черт,
свойственных детскому возрастуу.
К
Категории дидактики (от гр Kategoria - утверждение, основная и общий признак) общие понятия, отражающие наиболее существенные свойства и отношения предметов,
явлений объективного мира; разряд, группа предметов, явлений, объединенных
общностью определенных ознак.
Кафедра (от гр kathedra - сиденье, стул): 1) место для преподавателя, выступающего, 2) в
высших учебных заведениях - основной учебно-научное подразделение, осуществляющее
учебную, методическую и научно-исследовательскую ра работу с одной или нескольких
родственных дисциплинойн.
Классификация методов - классификация, предусматривающая группировки методов
обучения в зависимости от источников информации, логики мышления, уровня
самостоятельности в процессе познания.
Классный руководитель - педагог, который осуществляет непосредственное
руководство первичным ученическим коллективом.
Клонирование (от гр klon - росток, побег) - метод выращивания биологических
организмов из одной клетки с применением клеточной культурыи.
Коллектив - социально значимая группа людей, объединенных общей целью,
согласованно действуют в достижении указанной цели и имеют органы самоуправления.

Компонент учебного плана (школьный) - перечень учебных дисциплин, которые могут
быть включены в рабочего учебного плана по решению совета школы (гимназии, лицея).
Консилиум педагогический (от лат consilium - совещание, заседание) - совещание
учителей-воспитателей и психологов для выяснения причин различных систематических
отклонений в поведении питомца и определение научно обоснованных западе дев его
перевоспитанияя.
конспекте т (от лат conspectus - обзор) - короткое письменное изложение содержания
книги, статьи, устного выступленияу.
Концепции воспитания (от лат conceptio - совокупность, система) - система взглядов на
те или иные явления, процессы, способ понимания, толкования педагогических явлений;
основная идея теории содержания и организации воспитания человекаи.
Культура (от лат kultura - воспитание, образование, развитие) - совокупность
практических, материальных и духовных достижений общества на протяжении его
историиї.
Курата р (от лат curator, от curare - заботиться, беспокоиться): 1) попечитель, опекун, 2)
лицо, которому поручено общее наблюдение за какой-то работой, 3) человек, который
осуществляет надзор за учебно-воспитательным проц процессом в студенческой группі.
Л
Лекция (от лат lectio - чтение) - это метод обучения, который предусматривает
использование предыдущего опыта учеников по определенной области знаний и на основе
этого привлечение их посредством диалога к осознанию новых я явлений, понятий или
воспроизведение уже приобрестих.
Лидер (от англ leader - тот, который ведет, управляет) - член коллектива, в важных
ситуациях способен осуществлять заметное влияние на поведение других членов
коллектива, проявлять инициативу в действиях, брать на себя е ответственность за
деятельность коллектива, вести его за собою.
Лицензирование (от лат licentia - право, разрешение) - процедура определения
возможности учебного заведения определенного типа проводить образовательную
деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в
соответствии д требованиям стандартов высшего образования, а также к государственным
требованиям относительно кадрового, научно-методического и материально-технического
обеспеченияя.
Лицензия - специальное разрешение, полученный от государственных органов на
различные виды деятельности, в том числе образовательную.
Логика учебного процесса-оптимально эффективный путь движения познавательной
деятельности человека от начального уровня знаний, умений, навыков и развития до
нужного уровня знаний, умений, навыков и развития Она включает ряд компонент тов:
осознание и понимание учебных задач; самостоятельную деятельность, направленную на
овладение знаниями, определение законов и правил формирование умений и навыков
применения знаний на практике; ана лез и оценки учебной деятельности учащиесяв.

Логопедия (от гр logos - слово и paideia - воспитание, обучение) - наука, изучающая
нарушения речи и занимается коррекцией речевых дефектовв.
Человек - биологическое существо типа homo sapiens (человек мыслящий), которая
характеризуется физиолого-биологическим признакам: прямой походкой, развитыми
черепной коробкой, передними конечностями и др..
М
Магистр (от лат magister - начальник, учитель) - академическая степень, присуждаемая в
высших учебных заведенияхх.
Магистратура (от лат magistratus - сановник, начальник) - руководящий орган в высших
учебных заведениях, осуществляющих подготовку магистровв.
Мастерство педагогическая - совершенное творческое выполнение учителемвоспитателем профессиональных функций на уровне искусства, результатом чего является
создание оптимальных социально-психологических условий для становления личности
воспитанника обеспечения высокого уровня интеллектуального и морально-духовного
развития.
Менталитет (от нем Mentalitnet, от лат mentis - образ мыслей, душевный склад, душа, ум,
мышление) - мировосприятие, мироощущение, видение себя в мире, особенности
проявления национального характера, своерид днест характера, отношение к
окружающему мирту.
Цель воспитания - идеальное предсказания конечных результатов воспитания.
Методы воспитания (от гр methodos - способ, путь) способы влияния воспитателя на
сознание, волю и поведение воспитанника с целью формирования у него устойчивых
убеждений и определенных норм поведенияи.
Методы исследования - способы, приемы и процедуры эмпирического и теоретического
познания явлений и процессов педагогической действительности.
Методы обучения - упорядоченные способы деятельности учителя и учащихся,
направленные на эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Молодежная субкультура - культура определенного поколения молодежи, которая
отличается общим стилем жизни, поведения, групповых норм, ценностей и интересов.
Мониторинг (от англ monitoring, от лат monitor - тот, кто присматривает, наблюдает) - 1)
наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной
деятельностью человека, 2) сбор информ ции средствами массовой коммуникации 3)
наблюдение за учебным и воспитательным процессами с целью выявления их
соответствия желаемому результату или предыдущим предположениеням.
Морал ь (от лат moralis - моральный, от moris - обычай) - одна из форм общественного
сознания, система взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующих поведение
людейй.

Мотивы учения (от фр motif, от лат moveo - двигаю) - внутренние психические силы
(двигатели), которые стимулируют познавательную деятельность человека Виды мотивов:
социальные, побудительные, познавательные, профессионально-ценностные, меркантил
льньні.

Владение - применение знаний на практике, осуществляется на уровне
автоматизированных действий через многократные повторения.
Внушение - различные средства вербального и невербального эмоционального
воздействия на человека с целью введения ее в определенное состояние или побуждения к
определенным действиям.
Обучение модульное (от лат modulus - мера) - организация учебного процесса, которая
направлена ??на усвоение целостного блока адаптированной информации и обеспечивает
оптимальные условия социально-личностного роста учасники ей педагогического
процессу.
Обучение проблемное - обучение, которое отличается тем, что учитель создает
определенную познавательную ситуацию, помогает учащимся выделить проблемное
задание, понять ее и \"принять\"; организует учащихся на самостоятельное овладение но
овыми объемом знаний, необходимым для решения задач; предлагает широкий спектр
использования полученных знаний на практикеа практиці.
Обучение дистанционное - современная образовательная технология с использованием
средств передачи учебно-методической информации на расстоянии (телефоны,
телевидение, компьютеры, спутниковая связь и др.)).
О
Олигофренопедагогика (от гр oligos - малый и phren - ум и педагогика) - отрасль
педагогической науки, которая занимается воспитанием и обучением умственно отсталых
людейй.
Оптимизация процесса обучения (от лат optimus - лучший, самый) - процесс создания
наиболее благоприятных условий (подбор методов, средств обучения, обеспечения
санитарно-гигиенических условий, эмоциональных факторов и т.д.) для полученных Ання
желаемых результатов без дополнительных затрат времени и физических усилийь.
Образование высшее - система образования, предусматривающая обеспечение
фундаментальной, общекультурной, практической подготовки специалистов, которые
должны определять темпы и уровень научно-технического, экономического и социальнокуль ьтурного процесса, формирование интеллектуального потенциала обществ.
Образование дошкольное - начальный структурный компонент системы образования,
который обеспечивает развитие и воспитание детей в семье и дошкольных
воспитательных учреждениях (детских яслях, садах).
Образование внешкольное - составляющие системы образования, направленные на
обеспечение потребностей человека в удовлетворении интересов и склонностей,

получение детьми дополнительных знаний, умений и навыков, развитие
интеллектуальных потенций.
Образование политехническая (от гр poly - много и techne - искусство, мастерство,
ловкость) - один из видов образования, задачами которого является ознакомление с
различными отраслями производства, познания сущности многих технологических
огичних процессов, овладение определенными умениями и навыками обслуживания
простых технологических процессев.
Образование профессиональная - образование, направлена ??на овладение знаниями,
умениями и навыками, необходимыми для выполнения задач профессиональной
деятельности.
Образование профессионально-техническое - образование, обеспечивает получение
гражданами определенной профессии в соответствии с их призванием, интересами и
способностей, социальную подготовку к участию в производительном труде.
Образование среднее общее - ведущая составляющая системы образования,
обеспечивающего образование и воспитание детей бы-18 лет, подготовку их к получению
профессионального образования и трудовой деятельности.
Образование-медиа - направление в педагогике, предусматривающий изучение
школьниками (студентами) закономерностей массовых коммуникаций (прессы,
телевидения, радио, кино и др.)).
Образованность - мера познавательной активности индивида, которая проявляется в
уровне полученных знаний, которые могут быть использованы в практической
деятельности.
личность ь - социально-психологическое понятие; человек, характеризуется с социальнопсихологической точки зрения прежде всего уровнем развития психики, способностью к
усвоению социального опыта, возможностью спилкуват ваться с другими людьми.
Образовательно-квалификационная характеристика - совокупность основных
требований к профессиональным качествам, знаниям и умениям специалиста,
необходимых для успешного выполнения им профессиональных функций.
Ортодокс (от гр orthodoxos - правоверный) - человек, который неуклонно придерживается
определенного учения, доктрины, системы взглядовв.
П
Память - способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем
мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе
жизнедеятельности.
Парадигма (от гр paradeigma - пример, образец) - признание научных достижений,
которые в течение определенного времени оказывают сообществу модели постановки
проблемы и их решениея.

Педагогика (от гр paidec - дети; ano - веду) - наука об обучении, образование и
воспитание людей в соответствии с потребностями социально-экономического развития
обществаа.
Педагогика вальдорфская - совокупность методов и приемов воспитания и обучения,
основанные на антропософской (антропософия - религиозно-мистическое учение, ставит
на место Бога обожествленного человека) интерпретации развития л человека как
целостной взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.
Педагогика народная - отрасль эмпирических педагогических знаний и народного опыта,
отражающие взгляды на систему, направления, формы, средства воспитания и обучения
подрастающего поколения.
Педология (от гр pais - ребенок и logos - учение) - наука о ребенке, особенности ее
анатомо-физиологического, психического и социального развитияу.
Педоцентризм (от гр pais (pados) - ребенок, лат centrum - центр)-одно из направлений
педагогики, который утверждает, что содержание, организация и методы обучения
определяются непосредственными интересами и проблемами детейей.
Перевоспитание - система воспитательных воздействий педагога на воспитанника с
целью торможения негативных проявлений в поведении и утверждение положительных
качеств в деятельности.
Убеждение - рациональная нравственная основа деятельности личности, позволяет ей
осуществлять определенный поступок сознательно; основная моральная установка,
которая определяет цель и направление поступков человека, твердая уверенность в ч
почему-то, основанная на определенной идее, мировоззрение.
Перспектива - цель, \"завтрашняя радость\" (AC Макаренко), что выступает стимулом в
деятельности коллектива и отдельных его членов його членів.
Учебник - учебная книга, в которой раскрывается содержание учебного материала по
определенной дисциплине соответствии с требованиями действующей программы.
Подход к воспитанию комплексный - подход к воспитанию, что предполагает единство
целей, задач и средств ее достижения через деятельность различных социальных
институтов (семьи, учебно-воспитательных учреждений, средств массовой информации).
План учебный - нормативный документ, в котором определены для каждого типа
общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений перечень учебных предметов,
порядок их изучения по годам, количество часов в неделю, отведите ных для их изучения,
график учебного процесс.
Внеклассная воспитательная работа - меры воспитательного характера, которые
осуществляются в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях под
руководством учителей-воспитателей.
Внеурочная учебная работа - различные виды самостоятельной учебной работы
учащихся в рамках системы обучения и воспитания (домашняя учебная работа, экскурсии,
кружковая работа и др.)).

Руководство учебный - учебная книга, в которой раскрыто содержание учебного
материала, что не всегда соответствует требованиям действующей программы, а выходит
за ее пределы, определены дополнительные задачи, направленные на расширение
познавательных ных интересов учащихся, развитие их самостоятельной познавательной
деятельности.
Приучение - организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками
определенных действий с элементами принуждения, обязательности с целью
формирования устойчивых привычек в поведении.
Прием воспитания - составная метода, определяет путь реализации его требований.
Прием обучения - составная метода, определенные разовые действия, направленные на
реализацию его требований.
Пример - метод воспитания, который предусматривает организацию образца для
подражания с целью оптимизации процесса социального наследования.
Принципы воспитания (от лат ргиnсирium - основа, начало) - исходные положения,
которые являются фундаментом содержания, форм, методов, средств и приемов
воспитательного процессау.
Принципы образования (от лат ргиnсирium - основа, начало) - исходные положения,
положенные в основу деятельности всей системы образования Украины и ее структурных
подразделенийв.
Принципы управления - исходные положения, которые определяют основные
направления, формы, средства и методы управления общеобразовательными учебновоспитательными заведениями.
прогностика педагогическая (от гр prognostike - искусство делать прогноз) - область
научных знаний, рассматривает принципы, закономерности и методы прогнозирования по
объектам, которые изучает педагогикаа.
Программа учебная - нормативный документ, в котором дана характеристика
содержания учебного материала с определением разделов, тем, ориентировочного
количества часов на их изучение.
Профессиограмма - описание требований, социально-психологических и физических
личностных качеств, которые выдвигает определенная профессия Профессия (от лат
professio - официально указанное занятие) - вид трудовой деятельности, требующий
определенных знаний и трудовых навыков и является источником существования,
жизнедеятельностиі.
Психотехника - направление в психологии, разрабатывает вопросы применения знаний о
психической деятельности человека в процессе решения практических задач воспитания
личности человека.
Р
Рада общеобразовательного учебно-воспитательного заведения - объединение
работников общеобразовательного учреждения, учащихся, родителей и общественности,

которая действует в период между общим собранием (конференцией) для решения
социально-организационных и экономических вопросов ь жизнедеятельности
общеобразовательного учебно-воспитательного заведение.
Рада педагогическая - объединение педагогов учебно-воспитательного заведения с
целью рассмотрения вопросов организации и совершенствования учебно-воспитательного
процесса.
Рейтинг (от англ rating - оценка, класс, разряд) - индивидуальный числовой показатель в
системе образования, оценка успехов, достижений, знаний в конкретный момент
отдельной личности в определенной области, дисциплине, позволяет определить уровень
таких достижений или качество знаний по другим осиб.
ретардации (от лат retardatio - задержка, замедление) - отставание детей в развитииу.
Реферат (от лат refeire - докладывать, сообщать) - краткое изложение содержания
прочитанной книги, научной работы, сообщение по результатам исследованной научной
проблемыи.
Уровни образования - постепенность получения общеобразовательной и
профессиональной подготовки через прохождение определенных этапов: начальное
образование, базовое общее образование, полное среднее образование, профессиональнотехническое образование, базовое ва высшее образование, высшее.
Развитие физической - рост биологического организма в результате деления клеток.
Движущая сила развития - результат противоречий между биологическими,
физическими и психическими потребностями и имеющимся уровнем физического,
психического и социального развития личности.
Движущая сила воспитательного процесса - результат противоречий между социальнопсихическими и физиологическими потребностями и имеющимся уровнем воспитанности
личности.
Движущая сила учебного процесса - результат противоречий между познавательными и
практическими задачами, с одной стороны, а с другой - наличным уровнем знаний,
умений и навыков, с другой.
С
Самовоспитание - систематизированная и целенаправленная деятельность личности,
направленная на формирование и совершенствование ее положительных качеств и
преодоления негативных.
Синтез - метод, который предусматривает мыслительной или практическое сочетание
выделенных анализом элементов или свойств предмета, явления в одно целое.
Система образования - совокупность учебных заведений, научных, научно-методических
и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и
местных органов управления образованием и самоуправления в области образования.

Скаут (от англ scout - разведчик) - одна из систем внешкольного воспитания, что является
основой деятельности детских и юношеских скаутских организаций Возник в начале XX в
Скаутские организации для мальчиков (ибо ойскаутив) и для девочек (герлскаутив)
действуют отдельныемо.
Семья - социально-психологическое объединение близких родственников (родителей,
детей, бабушек, дедушек), живущих совместно и обеспечивают биологические,
социальные и экономические условия для продолжения рода.
Вкусы эстетические - устойчивое, эмоционально-оценочное отношение человека к
прекрасному, что имеет выборочный, субъективный характер.
Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять
контроль за собственной деятельностью, давать объективную оценку своим действиям.
Наследственность - способность биологических организмов передавать своему
потомству определенные задатки.
Специальность - необходима для общества ограничена область применения физических
и духовных сил человека, что дает ей возможность получить необходимые средства для
жизни, комплекс приобретенных человеком знаний и практических навыков для занятия
определенным видом деятельности.
Общение педагогическое - система органической социально-психологического
воздействия учителя-воспитателя и воспитанника во всех сферах деятельности, имеет
определенные педагогические функции, направлена ??на создание оптимальных
социально-психологических х условиях активной и результативной жизнедеятельности
личности.
Наблюдение - метод обучения, который предусматривает восприятие определенных
предметов, явлений, процессов в естественном и производственной среде без
вмешательства извне в эти явления и процессы.
Дела коллективные и творческие - форма внеклассных воспитательных мероприятий, в
подготовке и проведении которых принимают участие все члены детского коллектива,
причем каждый ученик имеет возможность выявить и развить свои интересы и
возможности.
Стадийность развития коллектива - выражение внутренней диалектики его
становления, в основу которой положен уровень взаимоотношений между воспитателем и
воспитанниками, между членами коллектива.
Стиль авторитарный (от фр autoritaire - властный, лат auc-toritas - власть, влияние) стиль общения, основанный на беспрекословном подчинении отдельного человека или
коллектива властной личноститі.
Стиль демократический (от гр demokratia - власть народа, народовластие) - учета
мнения и свободы коллектива в организации жизнедеятельности воспитанниковв.
Стиль либеральный (от лат liberalis - свободный) - беспринципное безразличное
отношение к негативным воздействиям воспитанников, попустительство ученикамм.

Структура процесса умение - ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных
компонентов: восприятие (непосредственное, опосредованное), понимание (осознание,
осмысление, озарение), запоминание, обобщение и систематизация, ср стосовування,
действенная практика как толчок к познанию и критерий истинности полученных знания.
Структура процесса воспитания - логически взаимосвязанные компоненты,
обеспечивающие процесс формирования личности: овладение правилами и нормами
поведения, формирование чувств и убеждений, выработки умений и привычек в
поведении эти, практическая деятельность в социальной сред.
Сурдопедагогика (от лат surdus - глухой и педагогика) - отрасль педагогики (в частности
дефектологии), занимающегося проблемами развития, обучения и воспитания детей с
недостатками слухау.
Т
Такт педагогический (от лат tactus - прикосновение, ощущение) - чувство меры, чувство
конкретного состояния питомца, что подсказывает воспитателю деликатный способ
поведения в общении с учениками в различных сферах деятельности; ВМИ иння выбирать
наиболее целесообразный подход к личности в системе воспитательных отношений с нею.
Талант (от гр talanton - весомость, мера) - совокупность способностей, которые
позволяют получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким
совершенством и общественной значимостьюю.
Тесты (от англ test - испытание, исследование) - система формализованных задач для
выявления уровня подготовленности учащихся (студентов), овладения этими знаниями,
умениями, навыкамии.
Техника педагогическая (от гр technike - искусный, опытный) - совокупность
рациональных средств и особенностей поведения учителя-воспитателя, направленных на
эффективную реализацию выбранных им методов и приемов учебно--воспитательной
работы с отдельным учеником или всем классным коллективом согласно поставленной
цели воспитателя и конкретных объективных и субъективных предпосылок (умения в
области культуры речи; владение с воим телом, мимикой, пантомимой, жестами умение
одеваться, следить за своей внешностью соблюдение темпа и ритма работы, умение
общаться; владение психотехникой).
Тип обучения - способ и особенности организации мыслительной деятельности человека
В истории школьного выделились следующие типы обучения: догматический,
объяснительно-иллюстративный, проблемныйй.
Тип обучения догматический - тип, который характеризуется следующими
особенностями: учитель сообщает учащимся определенный объем знаний в готовом виде
без пояснения; ученики заучивают их без осознания и понимания и почти дословно вос
орюють заученные.
Тип обучения объяснительно-иллюстративный - такой тип, который заключается в
том, что учитель сообщает учащимся определенный объем знаний, объясняет сущность
явлений, процессов, законов, правил и т.д., используя при этом иллюстративный
материал; ученики имеют св известно усвоить предлагаемую долю знаний и
воспроизвести на уровне глубокого понимания; уметь применять знания на практике.

Тифлопедагогика (от гр typhlos - слепой и педагогика) - отрасль педагогики (в частности
дефектологии) об особенностях воспитания и обучения детей с недостатками зренияу.
У
Умение - способность человека сознательно выполнять определенное действие на основе
знаний, готовность применить знания в практической деятельности на основе сознания.
Уговоры - один из приемов метода убеждения, направленный на предупреждение
умышленных действий воспитанника с целью их торможения, учитывая индивидуальные
особенности его социально-психического развития.
Урок - форма организации обучения, по которой учитель проводит занятия в классной
комнате с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень
физического и умственного развития, по установившейся расписанию ом и регламент.
Наследование биологическое - процесс получения будущими поколениями от
биологических родителей из-за генно-хромосомную структуру определенных задатков.
Наследование социальное - процесс усвоения ребенком социально-психологического
опыта родителей и окружения (языки, привычек, особенностей поведения, моральноэтических качеств и др.)).
Учитель - специалист, имеющий специальную подготовку и осуществляет обучение и
воспитание подрастающего поколения.
Ф
Факторы воспитания (от лат Factor - то, что делает) - объективные и субъективные
факторы, которые влияют на определение содержания, направлений, средств, методов,
форм воспитанияя.
Фетиш (от фр fetiche - амулет, волшебство): 1) неодушевленный предмет, который, по
мнению верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом
религиозного поклонения, 2) предмет слепого поклоненияя.
Формы обучения (от лат forma - внешность, устройство) - четко выраженная во времени
и пространстве организация учебной деятельности учащихся, связанная с деятельностью
учителя::
белл-ланкастерская - форма организации обучения, которая заключается в том, что один
учитель руководил учебной деятельностью большой группы учащихся (200-250 человек),
привлекая к этой работе старших учеников (мониторов) учитель сначала ку учил
мониторов, а затем они в малых группах обучали своих товарищей (\"взаимное
обучение\")ня");
бригадно-лабораторная - форма организации обучения, которая заключается в том, что
класс делится на бригады (по 5-9 человек), во главе которых стоят избранные бригадиры;
учебные задания дают на бригаду, которая должна работать над их выполнит анням;
успехи учебного труда определяют по качеству отчета бригадира

Групповой а - обучение учителем группы учащихся, которые находятся на разных
уровнях возрастного и умственного развития без соблюдения расписания и регламента;
индивидуальная - обучение учителем только одного ученика Формы работы классного
руководителя - индивидуальная, групповая, фронтальная, словесная, практическая,
предметнаяа.
Формирование (от лат formo - образую) - становление человека как личности, которое
происходит в результате развития и воспитания и имеет определенные признаки
завершенностиі.
Функции классного руководителя - обеспечивать условия для всестороннего
гармоничного развития школьников, координировать деятельность всех воспитателей по
осуществлению национального воспитания, изучать индивидуальные особенности
учащихся класса, в организовывать первичный детский коллектив, заботиться о
укрепление и сохранение здоровья школьников, формировать навыки тщательности и
дисциплинированности школьников, организовывать внеклассную воспитательную раб
ту, проводить работу с родителями, добиваться единства требований к воспитанникам,
вести документацию класс.
Функции коллектива - организаторская, стимулирующая, воспитательная.
Функции обучения (от лат functio - исполнение, совершение) - функции, которые
предусматривают выполнение образовательной, воспитательной и развивающей
действийй.
Функции педагогики (от лат functio - исполнение, совершение) - четко очерченные
направления и виды деятельности, связанные с задачами всестороннего гармоничного
развития личностиі.
Функции семьи - биологическая (репродуктивная), социальная, экономическая.
Функция ( от лат й functio - исполнение, совершение) - способ действия вещи или
элемента системы, направленный на достижение определенного эффекта Функция семьи
направлена ??на решение биологических (репродуктивных), социал ных и экономических
задач в системе продолжение родду.
фуркации (от лат furcatus - раздельный) - построение учебных планов в старших классах
общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений по определенным профилям гуманитарным, физико-математическим, естественным и др. - с предпочтением той или
иной группе учебных дисциплинойін.
Ц
Ценности моральные общечеловеческие - приобретенные предыдущими поколениями
независимо от расовой, национальной или религиозной принадлежности моральнодуховные приобретения, которые определяют основу поведения и жизнедеятельности
отдельного человека или определенных х совместно.
Ценности моральные национальные - исторически обусловленные и созданы
определенным этносом взгляды, убеждения, идеалы, традиции, обычаи, обряды,
практические действия, основанные на общечеловеческих ценностях, но отражают

определенные национальные проявления, своеобразие в поведении и служат основой
социальной деятельности людей отдельной этнической группы.
Ч
Честь - категория этики, характеризующая личность с позиции готовности отстоять,
поддержать достоинство, репутацию - свою личную или коллектива, - членом которого
она является.
Ш
Школа авторская - учебно-воспитательное заведение, деятельность которого основана
на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной отдельным авторским
коллективом.
Школа малокомплектная - школа без параллельных классов с малым контингентом
учащихся.
школознавство - отрасль педагогики, занимающаяся исследованием задач, содержания и
методов управления школьным делом, системой управления и организации деятельности
общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575776

Владелец

Черепанова Елена Георгиевна

Действителен

С 11.05.2021 по 11.05.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».