методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды

Методические рекомендации по построению развивающей среды в
дошкольном учреждении
Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений многие годы
уделяют большое внимание организации и содержанию
предметной среды, окружающей ребенка в группе. Требования сегодняшнего времени к
концепции развивающей предметной среды поставили перед дошкольными работниками
новые проблемы.
Во-первых, качественно изменился статус дошкольных учреждений, которые являются
исполнителями запросов родителей. Четко прослеживается тенденция ориентации
родителей на воспитательно-образовательные возможности детского сада и его
материальную базу. Родителей интересует, по какой программе работает детское
учреждение, гарантируется ли подготовка к школе, есть ли студии, кружки,
физиокабинеты, спортзал и пр. дошкольники поставлены в условия борьбы за то, чтобы
выбор родителей был в пользу детского сада.
Во-вторых, сейчас часто в дошкольных учреждениях можно увидеть насыщенную
предметную среду, которую, однако, нельзя назвать развивающей.
1. Требования к организации предметно-развивающей среды
1.В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:
а) для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах
деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.), которые
размещаются в центрах (зонах), содержат разнообразные материалы для развивающих
игр и занятий;
б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных
интересов и возможностей.
2. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых
помещений должно:
- быть рационально логичным и удобным для детей (например, библиотечку,
литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной
зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик,
сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама обстановка располагает к
интеллектуальному отдыху);
- отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные
признаки (например, для детей третьего года жизни это требует освобожденное,
достаточно большое пространство, где они смогут удовлетворить свою потребность в
активном движении – катании, лазании, играх с крупными двигателями; в группе
четвертого года жизни это будет широко развернутый центр сюжетно-ролевых игр,
причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов, у
которых что-то будет переключиться, нажиматься, крутиться, и в большом количестве
атрибутов, обозначающих внешний знак роли – шлемами, коронами, плащами, сумками,
щитами, веерами и т.к. дети этого возраста стремятся быть похожими на взрослых,
приближаться к их возможностям и быть такими же «большими и важными»; у детей
среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками,
особенность уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети
пятого года жизни будут с большим удовольствием использовать созданные вами уютные

домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполнение разным
содержанием и рассчитанные на игру 2-3 детей);
- включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полуфукциональное игровое
оборудование («открытые» ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий);
«запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут сосредоточены
Разнообразные полуфункциональные предметы, материалы, куски ткани, платки,
«бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков
ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Все это предоставит детям
право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих
детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной
игровой обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.);
- расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно
отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта,
позволять детям свободно перемещаться в пространстве;
- отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее
оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой
режим в центрах изодеятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые
поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением предметноразвивающей среды определялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней,
сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени и пр, на
коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр,);
- оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики,
привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.
3. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше
оформить в спальном помещении (подиумы с мягкими подушками, с которыми можно,
Обнявшись полежать; легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других
материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы, будут предложены
детям разные успокаивающие игрушки типа «снегопад в шарике», «плавающие рыбки»,
картина с «изменяющимся пейзажем».
4. Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где бы
он мог хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки,
«замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей,
принесенные из дома игрушки и пр.
II. Требования к содержанию предметно- развивающей среды
1. Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием,
соответствующим:
а) программным требованием, задачами воспитания и обучения;
б) возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим
развитием ребенка (воспитатель поступит педагогически грамотно, если, например, в
центре конструктивной деятельности ручного труда детям четвертого года жизни в
большей мере будут предлагать специально подготовленные материалы, которые не

только будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому
достижению результата, и в первую очередь будут использовать готовые объемные
формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие
упаковки, а также плоские – прямоугольники, квадраты, круги и т.д., различные силуэты
животных – собачек, лошадок, и пр. предметов – корзиночек, домиков);
в) интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в
других видах деятельности. Например, детям старшего дошкольного возраста центр
ручного труда и конструирования гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в
нем образцы изготовления разнообразной техники (межпланетных кораблей,
катамаранов, подводных лодок), крепости, занимательные игры типа «автомобильные
гонки», «приди первым» и др.а девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их
хранения, кукол с гардеробом вещей, предметов быта и пр.
2. В предметно- развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие
формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные
годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность
психических процессов – восприятия, памяти. Внимания и пр, Поэтому в старшей группе
детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие
внимание, память и пр.
3. Содержание предметно- развивающей среды должно периодически обогащаться с
ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде и: - на
пройденный программный материал (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз
выполню и порадуюсь успеху ; - на индивидуальные возможности детей (я способен на
большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо); - обеспечение зоны
ближайшего развития (это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я
попробую); неисчерпаемую информативность (я хочу ходить в детский сад, меня в нем
всегда ждет что-нибудь интересное).
Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды – это труд,
требующий больших усилий и времени.
Основные принципы построения общения с детьми

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь
иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим
ребенком.
2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже - действия,
затем - признаки и свойства предметов, объясните окружающий мир и
формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои
суждения.
3. Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
4. Всегда внимательно выслушайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте
над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. делитесь этим
с ребенок. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда не
много общение «на вырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте
ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребенком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка.
Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для
реализации его творческих замыслов.
11. Сделайте
свои
увлечения
предметом
общения
с
ребенком.
Рекомендации по созданию предметной среды в 2-3 года

В это период для познавательного развития ребенка решающие значение имеет богатство
окружающей его среды:








желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева,
камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение
желательно отдавать природным материалам и объектам;
большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок
имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;
различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа
богородской игрушки);
игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по
возрастанию или убыванию признака) по размеру - типа пирамидок и матрешек;
игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.
(Желательно их делать на глазах у детей) дети со временем сами примут участие в
их изготовлении.

Это могут быть:














банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками,
щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и
т.п.;
погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и
металлических бусин, колокольчиков и т.п.;
ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек,
ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;
шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие
морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;
сосуды с водой разного объема («ксилофон»);
перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);
свистки и дудочки из глины и дерева;
нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;
конструкторы и мозаики;
разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и
цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;
игрушки контрастных размеров;
игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;









емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить вынуть, открыть - закрыть, выдвинуть-задвинуть. (Отличительная особенность
возрасте - тяга к многократному повторению этих действий);
вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками,
кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т.п.;
книги с большими предметными картинками;
ящики, контейнеры с крышками;
подушки, ковер;
качели, прыгунки.

Рекомендации по созданию предметной среды в 3-4 года

Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:— разрезанные
плоскостные картинки, кубики с картинками;



















парные картинки;
трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы вкладыши;
2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара,
дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе
пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;
банки разного размера;
пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;
предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, - сломанные
часы, фотоаппараты;
емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки
и т.п.;
машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами одежды,
мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);
игрушечные животные (натуральной окраски);
большие и мягкие игрушки и напольные подушки;
тканевые мячики;
аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских
песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;
моющиеся книги с хорошей иллюстрацией, изображающие предметы реального
окружения ребенка;
книги сказок о животных;
детская мебель: стол, стульчик.

Рекомендации по созданию предметной среды в 4-5 лет

В развивающую предметную среду для детей среднего возраста должны входить:◊
различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;





игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
костюмы для ряжения;
познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка
(например, автомашины, мода, интерьеры);












книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и
др.);
книги с волшебными сказками;
коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п., тематические
наборы открыток, марок, значков;
цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;
наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);
дидактические игры «Собери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото
«Зоологическое», «Цветы»;
игры «Водоем», «Поймай рыбку», колпачки и т.п.;
игровые и учебные телевизионные программы;
различные орудия труда;
стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности - детский стол
и стул, правильное освещение (слева), расположенные для рисования,
моделирования, работы с бумагой.

Рекомендации по созданию предметной среды 5-7 лет

В развивающую среду должны входить:¤ глобус (желательно с подсветкой), физическая
карта мира и России, политическая карта мира;

















разнообразные коллекции;
измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные
стаканы, линейки, сантиметры;
познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть
нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или
хорошими фотографиями;
азбуки картинные, книги для первого чтения;
авторские сказки;
былины, мифы, легенды;
познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы
для их показа;
детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;
детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Южный физик»;
часы настенные и календарь;
настольно-печатные игры - лото, паззлы;
настольные игры - домино, шашки, шахматы;
чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши,
восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку,
клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Используемая литература:
1. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.
Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб.,
“ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М.,
ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».