дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хужожественной направленности изо- студия Росинка (1) (3)

Пояснительная записка дополнительной образовательной
программы дошкольного образования
1.1 Введение
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного
возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на
кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые
питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы.
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как
можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок
поднимается на новый уровень развития. Придумывая что-то неповторимое, он каждый
раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом
развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до
создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно –
выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его
творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и
продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать
чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и
ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство
природы. Искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического
воспитания детей.
Большими возможностями для расширения нравственного и эстетического воспитания
обладают кружки и студии дополнительного образования. Специфика учреждений
дополнительного образования позволяет наиболее полно осуществить личностноориентированный подход в развитии художественных способностей детей. Своевременное выявление способностей влияет на становление личности ребенка, успех в
профессиональной карьере. В связи с потребностью возникла необходимость в создании
единой интегрированной программы обучения, которая обеспечивает активизацию
изобразительной деятельности детей в системе, а также методы контроля и управления
образовательным процессом.
Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития
творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений,
художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств,
качеств личности ребенка, его индивидуальности.
Программа изостудии имеет художественную направленность и создает условия,
обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и
мотивации.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании
детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,

колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его
эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области

художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,
развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное,
отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время,
когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует
привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства,
художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение
к культуре своего народа.
Данная программа, основанная на многолетнем личном педагогическом опыте,
позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для
формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное
отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать
в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным
творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы
детей. В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с
помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого
творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках
декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить
потребности в творчестве.
Сегодня, когда во многих ДОУ для изобразительного искусства отводится
ограниченное время, развитие художественного творчества дошкольников через систему
дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Педагогическое кредо автора – разбудить в каждом ребёнке стремление к
художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала
чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию
принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой
подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей,
обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Отличительные особенности и новизна программы
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по
нескольким направлениям.
Во-первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей дошкольного возраста (от 4 до
7 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование
по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного
искусства, как живопись, рисунок, графика. Автор осознанно уходит от популярного
сегодня у многих педагогов стремления охватить в программе работы изостудии,
рассчитанной на 2-3 года обучения, как можно больше направлений изобразительной
деятельности (от живописи и графики до скульптуры и декоративно-прикладного
искусства в многообразии его направлений). Такой подход, хотя внешне и привлекателен
для детей и родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у детей
иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных
умениях.
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по
истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические
умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для
продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее

привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших
углублённых занятий по специализированным программам Тем самым программа
«Креативное рисование» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода
«школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для детей
перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле
данного образовательного учреждения.
Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа
позволила разработать целый ряд новых тем, их органичное включение в учебнотематический план и расширение и углубление традиционно преподаваемых тем.
Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами
графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы
в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и
декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое
комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение
дизайнерских проектов в технике бумажной пластики (фантазийные шляпы,
карнавальные маски) и др.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе
позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и
достичь к концу третьего года обучения общего углублённого уровня подготовки, и это
несмотря на то, что по программе занимаются дети преимущественно дошкольного
возраста.
В-третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных
авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищноигровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у
детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные
ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес,
фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих
способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными
особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только
удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно
развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей
изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них
потребность к художественному самовыражению.
Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить
свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы воспитанниками
могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в
оформлении кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает
положительные эмоции.
Педагогическая целесообразность программы очевидна, так как воспитанники
получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство,
декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории
искусств. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая
защищенность, коммуникативность, самооценка.

1.2. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы
дошкольного образования
Цель программы
Цель реализации дополнительной образовательной программы дошкольного
образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

развитие личности и творческое развитие детей дошкольного возраста
посредством основ изобразительной грамоты и
занятий
изобразительной
деятельностью

с учётом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей, каждого ребёнка

Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи программы
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
задач:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной
деятельности):
 знакомство с жанрами изобразительного искусства;
 знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
 овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки
зрения;
 приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих
способностей
обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих
освоение содержания программы):
 развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти,
фантазии, воображения;
 развитие колористического видения;
 развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
 улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
 формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать
свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё
рабочее место);
 развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и
достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих
освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу,
другим людям, самому себе):
 формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
 воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
 воспитание аккуратности.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Креативное
рисование»:
Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов:
Гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребенка, формирование его
личности – это главный смысл педагогического процесса. Это принцип, диктующий
необходимость бережного отношения к каждому ребенку: каждая личность неповторима,
каждый ребенок это чудо. Согласно этому принципу взаимодействие «педагогвоспитанник» на занятиях базируются на уважении и любви к ребенку, понимании и
знании ребенка, на вере в его возможности;
От простого – к сложному, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность
всех компонентов программы, а также определяющий соблюдение установок «от
частного – к общему» в процессе обучения детей;
Единства индивидуального и коллективного, предполагающий развитие
индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности,
обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным
сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий соотношение
коллективного и индивидуального начал позволяет каждому ребенку как члену
своеобразного творческого коллектива максимально проявлять свои творческие
возможности;
Творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого
взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях изобразительным искусством,
которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и интересную
деятельность. Соблюдение этого принципа позволяет реализовать потребность ребенка в
самовыражении, стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие
качества в любой сфере деятельности, т.е. формирует активную сознательную позицию.
Психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессо-образующих
факторов учебного процесса, создание на занятии доброжелательной атмосферы,
ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых
форм общения;

Принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения,
творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного
материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает
способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение
систематически работать. Принцип активности может быть осуществлен при наличии
следующих условий:
1. развитие активной мыслительной деятельности
2. мотивации и интереса;
3. развитие навыков и умений самостоятельной работы , использование разных техник и
материалов.
Индивидуализация обучения – выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом
различия воспитанников, уровнем их творческих способностей.
Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных
предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная
деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а
мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. Принцип
наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций,
педагогических рисунков, натуры.
Принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать обучение,
предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных
упражнений, этапа обучения, художественного материала, возраста учащихся, их
способностей и качеств.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на
этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно развитию творческих
способностей и возрастным особенностям воспитанников
1.4. Программа рассчитана на детей 4-7 лет и для более качественного обучения
необходимо знать психологические особенности воспитанников этих возрастных групп
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
дополнительной программы дошкольного образования
2.1. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а
также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня
дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения
ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования
от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и

обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой
объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Настоящие требования являются ориентирами для:
а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной
деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения характеристик образования детей в возрасте 4-7 лет;
в) информирования родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации.
2.2 Ожидаемые результаты и способы их контроля
и формы подведения итогов
В начале каждого учебного года все учащиеся проходят тестирование по специально
разработанным вопросам. Такое же тестирование проводится в середине и в конце
учебного года. Это позволяет определить, насколько дети усваивают пройденный
материал и получают необходимые знания и навыки.
При этом применяются следующие формы контроля:
выставки, конкурсы, викторины,
творческие задания,
открытые занятия,
тестирование по темам,
творческие проекты,
устные опросы
После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых выставках, открытых
мероприятиях, участие в смотрах и конкурсах детского сада, района, округа. Эти
мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программ,
а также сплачивают детский коллектив.
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня
овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию,
получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными
художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:








основные и дополнительные цвета;
цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
понятие симметрии;
контрасты форм;
свойства красок и графических материалов;
азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);
уметь:










смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим
замыслом;
грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
трудолюбие;
самостоятельность;
уверенность в своих силах.

К концу второго года обучения дети будут знать:
 контрасты цвета;
 гармонию цвета;
 азы композиции (статика, движение);
 пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
 выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
 соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
 работать с натуры;
 работать в определённой гамме;
 доводить работу от эскиза до композиции;
 использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
 работать с бумагой в технике объёмной пластики;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
 умение работать в группе;
 умение уступать;
 ответственность;
 самокритичность;
 самоконтроль.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
 основы линейной перспективы;
 основные законы композиции;
 пропорции фигуры и головы человека;
 различные виды графики;
 основы цветоведения;
 свойства различных художественных материалов;
 основные жанры изобразительного искусства;
уметь:
 работать в различных жанрах;
 выделять главное в композиции;
 передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
 сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
 строить орнаменты в различных геометрических фигурах(круг, квадрат,
прямоугольник);
 критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;







у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
умение воспринимать конструктивную критику;
способность к адекватной самооценке;
умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
трудолюбие, упорство в достижении цели;
эмпатия, взаимопомощь.
Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
 текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
 промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
 итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за
весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала);
2) через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и
фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестирование
Программой предусматриваются тематические тестовые материалы для
итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний
теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными
художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи,
сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом):
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
В приложении приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень
теоретических знаний обучающихся по годам обучения.
Содержательный раздел
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития
ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
детей в художественных видах деятельности и охватывает следующие структурные
единицы,
социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;

 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
 усвоение моральные и нравственные ценности, принятых в обществе;
 развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
 становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности
со сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
 формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
форма работы: беседа, наблюдение, рассматривание, коллективная деятельность,
выставки, праздники
Познавательное развитие предполагает:
 развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
 формирование познавательных действий, становление сознания;
 развитие воображения и творческой активности;
 формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, , количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
 форма работы: исследование, конструирование, макетирование, моделирование
Речевое развитие включает
 владение речью как средством общения и культуры;
 обогащение активного словаря;
 развитие речевого творчества;
 форма работы: АРТ-ТЕРАПИЯ, беседа, слушанье, разучиванье стихов, игровая
ситуация
Художественно-эстетическое развитие предполагает
 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства, мира природы;
 становление эстетического отношения к окружающему миру;
 формирование элементарных представлений о видах искусства;

 реализацию самостоятельной творческой деятельности
 форма работы: экскурсия, выставки, коллекционирование, музыка, театрализация
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и
реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности)

Формы занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми
методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся
получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы
рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с
натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,
литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения
ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в
выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные
занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у
детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной
темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь
педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для
стимулирования творчества детей.
Открытое занятие - проводятся совместно с родителями детей
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы художественной студии за учебный год.
Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и
подготовки к отчетным выставкам.

Методы и приемы обучения
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование
скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение).

Работа с педагогами предусматривает:
1.
2.
3.
4.

беседы
консультации
семинары – практикумы
открытые занятия

Работа с родителями предполагает:
1.
2.
3.
4.

папки-раскладушки
информационные стенды
индивидуальные консультации
мастер - классы

5.
6.
7.

анкетирование
родительские встречи
семинары - практикумы
Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем
занятий – 96, в том числе по 32 занятий в каждый год. Возраст обучающихся: первого
года обучения – 4-5 лет, второго года обучения – 5-6 лет, третьего года обучения – 6-7
лет.
Наполняемость учебной группы насчитывается, как правило, 10-15 человек. Набор детей
в группы осуществляется независимо от их способностей и умений.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1. в первый год обучения – один раз в неделю 20 минут.
2. во второй год обучения – один раз в неделю 25 минут.
3. третий год обучения – один раз в неделю 30 минут.
Организационный раздел
Методическое обеспечение
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде
всего, разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей
среднего, старшего и подготовительного возраста. Это
и
ситуативные
импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее
спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно
включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусеницсестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие
кисточки» и др.).
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей
чувство радости и удовлетворения, необходимо создать такие условия для проведения
образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность
переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только
соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает
выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого
ребенка, так как в студии занимаются дети с разной степенью одаренности и различным
уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный
подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает выстроить образовательный
процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с
индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха,
ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером,
темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью
используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию
коллективной работы детей.
Дети дошкольного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет
комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую
поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у
них здоровый активный интерес, желание работать.
Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие
фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из
пятна».
При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам 4-5 лет
предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие.
Обучающиеся 6-7лет любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим
художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя
показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и
наглядно подсказать основные задачи учебного задания.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации
образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, используется
методика структурирования занятий по ИЗО.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса:
сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны
решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ
вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные
фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному
искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы,
методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития
познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к
практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит
детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель,
гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с
разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом
используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт.
Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым
заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся
строится от простого к сложному, В конце занятия для закрепления полученных знаний и
умений уместно провести анализ выполненной работы.
. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде
домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение
успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа
обеспечена специальным набором игровых приёмов.
Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку
куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем Нарисуй-ка);
кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное –
ответить на любой вопрос ребёнка.

Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в
сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает
неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу,
внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором
собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть
методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую
разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее
освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить
смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми
заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих
заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью,
пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например,
неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы
в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что
из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в
каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко,
вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что
приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно
ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки,
образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по
развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Составлен специальный каталог дидактических материалов, используемых в процессе
реализации данной программы.
Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения занимающихся детей во многом зависят
от правильной организации рабочего пространства в студии.
Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими
детскими работами.
Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим
светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами,

мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой
или большие емкости для чистой и слива грязной воды.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала
(натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов)..
Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь
специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный
методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические
средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и
др.).
Приложение 1

Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса детей
на выявление уровня знаний теоретического материала
Первый год обучения
Ответы (в баллах)
№

Перечень
вопросов

Фамилия, имя ребёнка

1

2

3

4

5

6

Какие цвета нужно
смешать, чтобы
получить
оранжевый цвет?
фиолетовый цвет?
зелёный цвет?
Какие цвета
относятся к тёплой
гамме?
Какие цвета
относятся к
холодной гамме?
Что такое
симметрия? Какие
предметы имеют
симметричную
форму?
Какие
геометрические
фигуры ты
знаешь?
Чем отличаются
предметы,
изображенные на
первом и дальнем
планах?

Правильны
й
ответ

Не во всём
правильный
ответ

Неверный
ответ

Оценка

7

8

9.

Какая разница
между
вертикальным и
горизонтальным
форматом листа?
С чего лучше
начинать рисунок
(с мелких деталей
или с крупных
частей)?
Что такое
орнамент?
Второй год обучения
Ответы (в баллах)

№

Перечень
вопросов

1

Фамилия, имя ребёнка

2

3

4

5

6

7
8

Назови три
основных жанра
изобразительного
искусства
(пейзаж, портрет,
натюрморт)
Чем отличается
эскиз от
композиции
Какие краски
надо смешать на
палитре, чтобы
получилось
грустное
настроение?
Какие краски
надо смешать на
палитре, чтобы
получилось
весёлое
настроение?
Какие линии
используются в
рисунке?
Чем отличается
плоская
аппликация от
объёмной?
Что такое линия
горизонта?
Чем отличаются

Правильный Не во всём Неверный Оценка
правильный
ответ
ответ
ответ

акварельные
краски от гуаши?
9. Какие объёмные
формы ты
знаешь?
10 Какие цвета
являются
контрастными?

Третий год обучения
Ответы (в баллах)
№

Перечень
вопросов

Фамилия, имя ребёнка

1.

2.
3.

4.

Назови
известных
русских
художников,
работавших в
различных
жанрах (пейзаж,
портрет,
натюрморт)
Что такое ритм в
орнаменте?
Какие средства
использует
художник, чтобы
выделить центр
композиции?
Какие народные

Правильный Не во всём Неверный Оценка
правильный
ответ
ответ
ответ

промыслы ты
знаешь?
5. Что означает
рефлекс в
живописи?
6. Что означает тон
в рисунке?
7. Какие
графические
материалы ты
знаешь?
8. Что такое
стилизация
природных
форм?
9. Какие виды
изобразительного
искусства ты
знаешь?
10. Что означает
техника
«гризайль»?

Отчетные просмотры
законченных работ обучающихся
Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трёх лет
обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки
обучающихся (табл. 1).
Таблица
контроля практических умений и навыков
обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного
года
№ Фамилия
Раздел программы
.
Рису Живо Компо Бумаж
имя
-нок -пись -зиция
.
ребёнка
констр
.

Замечани
я,
рекомендации

Оценка
по 10балльно
й
системе

Подпис
ь
педагог
а

Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется
следующая таблица (табл. 2).

Таблица
учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках
за 3 года обучения по программе
«Креативное рисование»
Фамилия,
имя ребёнка

Дата

Название
конкурса,
выставки

Название работы
(художественный
материал)

Результат

Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере
прохождения им образовательной программы.
Приложение 2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
п/п
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2

2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2
4.3
4.4

Наименование разделов и
тем
Вводное занятие. Выставка.
Диагностическое занятие.
Правила техники
безопасности в изостудии
Живопись
Свойства красок
Королева Кисточка и
волшебные превращения
красок
Праздник тёплых и холодных
цветов
Серо-чёрный мир красок
Красочное настроение
Рисунок
Волшебная линия
Точка
Пятно
Форма
Контраст форм
Декоративное рисование
Симметрия
Стилизация
Декоративные узоры
Орнамент

Количество занятий
Всего 32
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4.5
5
5.1
5.2
5.3

6
6.1
6.2
6.3
6.4
7
8

Сказочная композиция
Конструирование из бумаги
Работа с рваной бумагой
Работа с мятой бумагой
Смешанная техника
(скручивание, складывание,
резание бумаги)
Выразительные средства
графических материалов
Цветные карандаши
Гелевые ручки, тушь
Восковые мелки, фломастеры
Пастель, уголь
Открытое занятие
Итоговое занятие

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.Выставка.
Тема 1.1Диагностическое занятие.
Основные формы работы. Знакомство педагога сдетьми.
Тема 1.2.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места.
Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Раздел 2. Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление
художника и волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Свойства красок.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность
использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость
смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с
различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и
влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой,
использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий:
«Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики»,
«Витражные окошки».
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей:
жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы
и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном
нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна».
Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая),

секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем
смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик»,
«Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».
Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных
явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на
тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла,
согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады).
Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на
зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное
солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок.
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте).
Богатство
оттенков
серого
цвета.
«Волшебные»
возможности
ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного.
Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов
(дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы»,
«Кошка у окошка», «Туман».
Тема 2.5. Красочное настроение.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые).
Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного
добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные
сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски.
Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность,
лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски
цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки»,
«Дремучий лес».
Раздел 3. Рисунок.
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью,
тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и
длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой,
весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия»,
«Лабиринты».
Тема 3.2. Точка.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги:
лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер
точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.
Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь
точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием
разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные
фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под
микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».
Тема 3.3. Пятно.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от
их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке.
Изображение пятна разными способами: различным нажимом на
рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на
лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно,
полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с
силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек»,
«Образ доброго и злого сказочного героя».
Тема 3.4. Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм
(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на
бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город»,
«Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».
Тема 3.5. Контраст форм.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа –
самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»;
различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование
между собой различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары
осени», «Лесной хоровод».
Раздел 4. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего
возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного
мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм.
Использование средней линии как вспомогательной при рисовании
симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с
дальнейшей прорисовкой деталей.
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?»,
«Чудо-бабочка», «Образ из пятна».
Тема 4.2. Стилизация.
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм.
Особенности художественного видения мира детьми 4-5 лет: яркость
восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация
как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного
творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо
жизни», «Сказочные кони».
Тема 4.3. Декоративные узоры.

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой
(снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником.
Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием
необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски,
кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки»,
«Пёстрая черепашка».
Тема 4.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна
ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные
ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки»,
«Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».
Тема 4.5. Сказочная композиция.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами
художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции.
Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое
занятие.
Выполнение
заданий:
«Оживший
зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».
Раздел 5. Конструирование из бумаги.
Конструирование из бумаги и его художественные возможности.
Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания,
склеивания бумаги.
Тема 5.1. Работа с рваной бумагой.
Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских
пальчиков для более сложных действий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик»,
«Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».
Тема 5.2. Работа с мятой бумагой.
Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги.
Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности
мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой
бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в
развитии мелкой моторики.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика»,
«Лепим бабочку».
Тема 5.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание
бумаги).
Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей,
прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных
сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание,
сгибание, резание бумаги и т.д.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес»,
«Смешные человечки», «Маскарадные маски».
Раздел 6. Выразительные средства графических материалов
Разнообразие выразительных средств графических материалов.
Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов:
добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 6.1. Цветные карандаши.
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных
оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер»,
«Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».
Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой
и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и
жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками
(штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в
рисунке характера «пушистого» пятна.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник»,
«В траве», «Паук и паутина».
Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами.
Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой).
Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной
тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими,
цветными и монохромными).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные
клоуны», «Карусель».
Тема 6.4. Пастель, уголь.
Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы
работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование
на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого
штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в
вазе», «Сказочный герой».
Раздел 7.Открытое занятие .
.
Раздел 8. Итоговое занятие
Тестирование для проверки теоретических знаний детей..
Просмотр творческих работ за учебный год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН

Второй год обучения
№

Наименование разделов и тем

Количество занятий

п/п
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
5.3
6
6.1
6.2
6.3
7
8

Введение. Выставка работ.
Правила техники безопасности в
изостудии
Диагностическое занятие.
Королева Живопись
Гармония цвета
Контраст цвета
Цветные кляксы
Азбука рисования
Пропорции
Плоскостное и объёмное
изображение
Рисование с натуры и по памяти
Пейзаж
Образ дерева
Живописная связь неба и земли
Времена года
Бумажная пластика
Полуплоскостные изделия
Объёмные композиции
Сувенирные открытки
Азы композиции
Линия горизонта
Композиционный центр
Ритм и движение
Открытое занятие. Итоговая
выставка.
Итоговое занятие

Всего 32
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
Раздел 1. Введение . Выставка летних творческих работ.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены
при работе в изостудии.
Тема 1.2. Диагностическое занятие.
. Знакомство с новыми художественными материалами
инструментами.
Раздел 2. Королева Живопись.
Основы цветоведения.
Тема 2.1. Гармония цвета.
Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство
гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».

и

с

Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени»,
«Праздничный букет», «Зимняя сказка».
Тема 2.2. Контраст цвета.
Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный,
оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения
главного.
Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка»,
«Сказочная птица», «Теремок».
Тема 2.3. Цветные кляксы.
Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна.
Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного
пятна.
Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны»,
«Волшебные бабочки», «Чудо-юдо».
Раздел 3. Азбука рисования.
Тема 3.1. Пропорции.
Пропорции – соотношение частей по величине.
Тема 3.2. Плоскостное и объёмное изображение.
Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке.
Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и
светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида).
Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический
коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».
Тема 3.3. Рисование с натуры и по памяти.
Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями.
Рисование с натуры. Рисование по памяти.
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов
быта», «»Зарисовки чучела птиц».
Раздел 4. Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического
отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.
Тема 4.1. Образ дерева.
Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки
деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы
различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое
дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».
Тема 4.2. Живописная связь неба и земли.
Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных
погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.
Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес»,
«Солнечный денёк».
Тема 4.3. Времена года.
Формирование целостного колористического видения пейзажа, его
особенностей в разное время года.
Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего
леса», «Хрустальная зима».

Раздел 5. Бумажная пластика.
Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из
бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие.
Тема 5.1. Полуплоскостные изделия.
Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации.
Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев
бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне.
Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево»,
«Подводный мир».
Тема 5.2. Объёмные композиции.
Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них
разных форм.
Практическое занятие. Примерные задания: «Ваза с фруктами»,
«Снеговик».
Тема 5.3. Сувенирные открытки.
Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание,
скручивание)
Практическое занятие. Примерные задания: «Новогодняя открытка»,
«Поздравительная открытка».
Раздел 6. Азы композиции.
Знакомство с основными правилами композиционного построения на
листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).
Тема 6.1. Линия горизонта.
Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта –
граница между небом и землей.
Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца»,
«Полёт птиц».
Тема 6.2. Композиционный центр.
Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять
свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.
Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок»,
«На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».
Тема 6.3. Ритм и движение.
Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических
пятен для передачи движения в композиции.
Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на
тему «Бег по кругу», «Догонялки».
Раздел 7. Итоговая выставка.
Раздел 8. Итоговое занятие.
Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования.
Просмотр творческих работ детей и их обсуждение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН

Третий год обучения
№
п/п
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3
6
6.1
6.2
7
7.1
7.2
8
8.1
8.2
9
10

Наименование разделов и тем
Вводное занятие. Выставка
летних работ.
Правила техники безопасности в
изостудии
Диагностическое занятие.
Графика
Граттаж
Монотипия
Гравюра на картоне
Линогравюра
Гризайль
Натюрморт и его
изобразительные возможности
Натюрморт в холодной гамме
Натюрморт в тёплой гамме
Фигура и портрет человека
Набросок с натуры
Силуэт
Живописный портрет
Фигура человека в движении
Образ природы
Работа на пленэре
Работа по впечатлению
Тематический пейзаж
Декоративно-прикладное
рисование
Особенности русских народных
промыслов
Декоративная композиция (витраж)
Азы перспективы
Линейная перспектива
Воздушная цветоперспектива
Дизайн
Карнавальные маски
Фантазийные шляпы
Открытое занятие.
Итоговое занятие

Количество занятий
Всего 32
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.Выставка летних творческих работ.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными
материалами и инструментами.
Тема 1.2.Диагностическое занятие.Свободная техника.
Раздел 2. Графика.
Знакомство с разными видами графики и её характерными
особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого).
Тема 2.1. Граттаж.
Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий
разного направления, плавности, длины и характера с помощью
процарапывания.
Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали»,
«Праздничный город», «Цирк».
Тема 2.2. Монотипия.
Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание
фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.
Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки»,
«Чудо-рыба», «Цветочная поляна».
Тема 2.3. Гравюра на картоне.
Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей
одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение
различных оттисков при многократном использовании клише.
Практическое занятие. Примерные
задания:
«Хоровод»,
«Спортивные игры», «Парашютисты».
Тема 2.4. Линогравюра.
Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое
применение в студии (выполнение пригласительных билетов, праздничных
открыток, афиши). Чрезвычайно большие возможности линогравюры в
передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета.
Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся,
округлые, пунктирные).
Практическое занятие. Примерные задания: «Чугунное кружево»,
«Уличный фонарь», «Северное сияние».
Тема 2.5. Гризайль.
Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки.
Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения
тоновых отношений.
Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид
из окна», «Садовник».
Раздел 3. Натюрморт и его изобразительные возможности.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и
умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления
этого жанра в изобразительном искусстве.
Тема 3.1. Натюрморт в холодной гамме.
Использование предметов холодных цветов (синих, голубых,
фиолетовых, белых).
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему
«Гжельская сказка», «Зимняя фантазия».
Тема 3.2. Натюрморт в тёплой гамме.
Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи
красочного богатства осенней палитры.
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему
«Дары осени», «Осенний букет».
Раздел 4. Фигура и портрет человека.
Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве.
Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека.
Изображение человека в искусстве древнего мира.
Тема 4.1. Набросок с натуры.
Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в
дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и
линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.
Практическое
занятие.
Примерные
задания:
«Наброски,
выполненные в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека,
выполненные одним цветом и кистью».
Тема 4.2. Силуэт.
Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт
возможность необыкновенной выразительности образа человека.
Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой
сказочный герой».
Тема 4.3. Живописный портрет.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера
человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет»,
«Семейный портрет».
Тема 4.4. Фигура человека в движении.
Образная выразительность фигуры человека, изображенной в
движении.
Конструкция
фигуры,
основные
пропорции
и
их
индивидуальность.
Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание»,
«Спортивные соревнования», «Танец».
Раздел 5. Образ природы.
Красота природы в разное время года и её изображение в разных
состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы.
Тема 5.1. Работа на пленэре.
Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь,
карандаш)
Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры
деревьев, цветов.

Тема 5.2. Работа по впечатлению.
Передача различными художественными материалами разного
состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).
Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь»,
«Первый снег», «Весна поёт».
Тема 5.3. Тематический пейзаж.
Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена
года. Связь человека и природы.
Практическое занятие. Примерные задания: «Огонь в лесу», «На
рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу».
Раздел 6. Декоративно-прикладное рисование.
Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация
природных форм.
Тема 6.1. Особенности русских народных промыслов.
Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица
счастья, Древо жизни).
Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская сказка»,
«Гжельский букет», «На ярмарке».
Тема 6.2. Декоративная композиция (витраж).
Знакомство с техникой витража и её основными правилами
(стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура).
Практическое занятие. Примерные задания: Роспись пластиковых
бутылочек и тарелочек.
Раздел 7. Азы перспективы.
Знакомство с основными правилами перспективного изображения.
Тема 7.1. Линейная перспектива.
Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии
сливающимися в точке на линии горизонта.
Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя
улица», «Дорога уходит в даль».
Тема 7.2. Воздушная цветоперспектива.
Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и
цвета).
Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в
лесу», «У горного озера».
Раздел 8. Дизайн.
Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций,
используя цветную бумагу, картон, газету.
Тема 8.1. Карнавальные маски.
Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и
полуобъёмных масок.
Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои».
Тема 8.2. Фантазийные шляпы.
Использование различных приёмов работы с плотной бумагой
(надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп.

Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад», «Шляпааквариум».
Раздел 9.Открытое занятие.
Раздел 10. Итоговое занятие.
Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения
теоретических знаний. Просмотр творческих работ детей в форме минивыставки, обсуждение результатов работы.

Приложение 3
Каталог дидактических материалов к программе
«Основы изобразительного искусства»
№

1

Форма
дидактическог
о материала
Наглядное
пособие

Название
дидактического
материала
«Природные
формы»
«Азбука
рисования»

2

Наглядное
пособие

«Техника и
характер
штриховки»

Раздел, темы
(примерные)





«Линия и образ»


3

Наглядные
пособия

4

Наглядные
пособия

«Цветовая гамма.
Теплые и

холодные цвета»

«Цветовой круг»

«Основные и
дополнительные 
цвета»
«Ахроматические
и хроматические 
цвета»
«Азы
композиции»



Наброски
Рисунок:
зарисовки
трав, цветов;
силуэты
деревьев
Рисунок:
линейный
рисунок с
натуры, по
памяти;
объёмный
рисунок с
натуры, по
памяти
Живопись:
цветовая
гамма осени;
дары
природы;
холодная
гамма зимы;
танец
контрастных
цветов;
царство ночи
и царство дня
Композиция:
космические

Цель
использовани
я
Визуальная
форма
объяснения
задания

Объяснение
технических
приёмов
работы

Наглядная
помощь в
решении
учебных
упражнений
по
цветоведению

Определение
различных

5

Подборка
демонстрационн
ых карточек
Образцы
лучших работ из
фонда студии

«Композиционны
й центр»

Наглядные
пособия

«Стилизация
природных
форм»
«Различные виды
орнамента
(зооморфный,
геометрический,
растительный)»
«Орнамент в
круге,
треугольнике,
прямоугольнике»
«Выразительные
возможности
графических
материалов»

Подборка
образцов

6

Наглядные
пособия
Подборка
образцов

7

Наглядные
пособия

«Статика,
движение в
композиции»

«Линейная и
воздушная
перспектива»









дали;
праздник в
городе;
любимая
сказка;
цирк;
зоопарк
Орнамент:
деревянное
кружево;
ковер из
снежинок;
гжельские
узоры

вариантов
построения
композиции

Демонстрация
возможных
вариантов
построения
орнамента

Графика:
Наглядная
 рисуем
помощь в
пером птиц,
решении
учебных задач
растения;
 рисуем
кистью и
черной
тушью
фантастическ
их
животных;
 рисуем
палочкой и
цветной
тушью;
 рисуем
цветными
карандашами
,
фломастерам
и веселых и
грустных
клоунов;
 рисуем углем
деревья;
 рисуем
пастелью
букеты
Натюрморт:
Повышение
результатов
 натюрморт
исполнения
из 1-2

Образцы
лучших работ из
фонда студии

8

9

10

предметов на
нейтральном
фоне
(предметы
быта);
 натюрморт
«Формы и
строение
из
предметов»
геометрическ
их фигур;
«Изображение в  натюрморт
перспективе»
тематически
й на фоне
драпировок
со складками
Подборка
Новогодние
Конструировани
учебных работ и
игрушки,
е из бумаги:
лучших
сувенирные
 бумажные
образцов из
открытки, маски,
«вырезанки»;
фонда студии
выполненные в  объемная
технике
аппликация;
бумажной
 сувенирные
пластики
открытки;
 карнавальны
е маски
Наглядные
«Пропорции
Изображение
человека:
пособия
головы человека»
 портрет
Выставочные
«Использование
мамы;
работы из фонда
различных
 автопортрет
студии
техник в работе
с другом;
над портретом»  спортивные
игры;
 веселый и
грустный
клоун
Пейзаж:
Наглядное
«Линейная и
 этюды
пособие
воздушная
перспектива»
деревьев с
Лучшие
натуры;
«Различные
пленэрные
 зарисовки
работы из фонда формы деревьев»
природных
мотивов;
«Образ дерева»  живописные
этюды неба
на состояние;
 тематический
пейзаж
(осень, зима,
весна, лето)
«Поэтапная
работа над
натюрмортом»

Визуальная
форма
объяснения
материала

Помощь в
объяснении
задания

Повышение
результатов
исполнения
Примерная
форма для
подражания

Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:
Составной частью дидактических материалов является подобранный к
программе натюрмортный фонд.
1. Предметы быта:
а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);
б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);
г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
2.
Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки,
сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной
грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).
3.
Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).
4.
Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные
цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин,
кораллов, звезд, набор камней).
5.
Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
6.
Пластиковые и мягкие птицы и животные (совы, попугаи,
сороки, белки).
7.
Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим
орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть,
тюль).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН,
2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

Литература для родителей
Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия
холдинг, 2001.
Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Литература для педагога
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –
М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:
Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная
книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.:
МИПКРО, 2003.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование,
2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».