дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности Школа мяча (3-5 лет)

Название программы: «Школа мяча»
Программа дополнительного образования направлена на формирование:
-знаний спортивных игр: баскетбол, волейбол, футбол;
-навыков простейших действий с мячом;
-двигательных качеств;
-эмоционально - личностного отношения детей к играм с мячом;
Екатеринбург: МАДОУ детский сад №435 -2021
Рассчитана на детей в возрасте: от 3 до 5 лет
Аннотация к программе: «Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного
развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - писал
В. А. Сухомлинский. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место - отмечала Н.
К. Крупская, - Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются
физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них - учеба,
игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания». На важную роль игры во
всестороннем развитии детей указывали Горький и Макаренко. Игры с мячом они
рассматривали как основной вид физической и двигательной деятельности. Спортивные игры с
мячом укрепляют крупные и мелкие группы мышц, развивают физические качества: силу,
быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх с мячом у ребенка повышается
умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота
мышления. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него
воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность;
обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.

2

Содержание программы
I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи реализации программы.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы «Школа мяча»
1.4. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, значимые для
реализации программы «Школа мяча»
1.5. Планируемые результаты освоения программы «Школа мяча»
II. Содержательный раздел программы
2.1. Содержание, средства, формы работы и формы организации детей .
2.2.Учебный план.
2.3.Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников в процессе реализации
программы дополнительного образования детей.
III. Организационный раздел программы
3.1.Организационно-педагогические условия.
3.1.1. Квалификационные требования к педагогическому работнику
3.1.2. Календарный учебный график.
3.1.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
3.1.4. Методические материалы.
3.2. Мониторинг уровня подготовленности детей, оценочные материалы.
Приложения.
Модуль № 1: Рабочая программа по дополнительной общеразвивающей
программе физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча» , 1 год обучения.
Модуль № 2: Рабочая программа по дополнительной общеразвивающей
программе физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча» ,2 год обучения.

3

1.Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают
действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания.
Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера,
координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует
пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают
рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают
выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не
только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей,
голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем
совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои
действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать,
бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом
могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность,
инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового
метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей
старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях.
Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и
упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической
подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к
занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.
Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и
духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной
активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким,
сильным, смелым. Решение этой проблемы я вижу в играх и упражнениях с мячом.
С этой целью была разработана авторская программа дополнительного образования
«Школа мяча», которая составлена на основе учебно-методического пособия Н.И. Николаевой
«Школа мяча» Издательство «Детство-Пресс»
Направленность программы: работа по улучшению физического развития, физической
подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности
движений, воспитанию морально-волевых качеств.
Новизна и актуальность: программа гуманистически ориентирована, так как
предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития
дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Игры и эстафеты,
подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами
спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для
достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям
человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи.
Направления работы:
Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения мяча, игры в баскетбол, игры в
волейбол, футбол, правила командной игры.
Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.
Основными документами, регламентирующими ценностно - целевые и методологические
основы Программы, являются:
ФЗ РФ Об образовании (с изменениями на 1 февраля 2021 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
Санитарные правила СП 2.4 3648-20 от 28.09.2020 г. № 28
4

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
года № 1008. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Программа призвана обеспечить гуманизацию и индивидуализацию образовательного процесса
на основе:
-учета потребностей воспитанников детского сада, их родителей;
-отбора содержания и его реализация в соответствии с возможностями и потребностями детей ;
-использования и совершенствования методик образовательного процесса и образовательных
технологий;
-сотрудничества ДОУ и семьи;
1.2.Цели и задачи реализации Программы.
Цель программы:
Всесторонее развитие личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр
с мячом.
Задачи обучения:
Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом.
Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков, умение применять их в игровой
ситуации.
Научить детей передавать, ловить и бросать мяч, сочетать эти действия между собой, а также с
другими действиями с мячом и без мяча.
Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам
коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений.
Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.
1.3.Принципы и подходы к формированию программы «Школа мяча»
Личностно - ориентированные принципы.
Построение образовательного процесса в соответствии с личностными особенностями
каждого воспитанника, в том числе в соответствии с гендерными особенностями мальчиков и
девочек, целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему
развитию, психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта,
создание условий для самореализации.
Культурно - ориентированные принципы.
Воспитание человека с позитивным типом мышления, творческим подходом к собственной
жизни. Важно дать ребенку целостное представление о физической культуре возможность
почувствовать себя как хранителем культурного наследия, так и творцом собственной
культурной реальности, способным понимать и принимать культурные различия как норму
современной жизни.
Деятельностно-ориентированные принципы.
Принцип обучения деятельности. Принцип перехода от совместной учебной деятельности к
самостоятельной физкультурной деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия»,
узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности,
инициативы и творчества.
Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического
воспитания: формирования двигательных навыков. Систематичность проявляется во
взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений
позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию
последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность
физического воспитания обеспечивают принцип систематичности. Во всех возрастных группах
должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным

5

чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в
содержании самих занятий.
Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате
многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические
стереотипы.
Принцип наглядности - предназначен для связи чувствительного восприятия с
мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем,
участвующих в движении.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной
направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на
жизненно важные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и
системы, завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение
принципа доступности в физическом воспитании требует от педагогов определения меры
доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных
трудностей, возникающих при выполнении определенного упражнения.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.
Подбор физических упражнений для ребенка направлен не только на профилактику нарушения
осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его
работоспособности,
совершенствование
психофизических
качеств,
под-держание
эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни.
1.4.Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, значимые для
реализации программы.
От 3 до 4 лет. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений
через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со
сверстниками. В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие
детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Организм
ребёнка отличается от взрослого организма не только меньшими размерами, но и
особенностями строения и деятельности. К особенностям относят: высокие энерготраты,
быструю утомляемость при статических нагрузках, не совершенные адаптационные
возможности растущего организма, следовательно, важно дозировать физические нагрузки.
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов
улицы, города, страны. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов
деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во
взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё недоступно. Он стремится к
самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная
деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. На четвёртом году жизни ребёнок —
субъект самостоятельной деятельности и социальных отношений. Самым важным личностным
механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно
появляется в начале дошкольного возраста и за тем последовательно развивается. Именно с
этими изменениями в мотивационной сфере ребёнка связывают начало становления его
личности. Уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок сравнительно легко может принять
решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный
предмет. Включаясь в новые системы отношений, новые виды деятельности, появляются
соответственно и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием,
мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с моральными
нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и
мотивация достижения. Регулировать своё поведение дошкольнику помогает образ другого
человека (взрослого, других детей). Игровая деятельность оказывает значительное влияние на
развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Но хотя жизнь в
игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребёнка
его реальной жизнью. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но
и произвольного поведения ребёнка.

6

От 4 до 5 лет. Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием
организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии
ребёнка, наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии. На пятом
году жизни ребёнок субъект социальных отношений и игровой деятельности. В этом возрасте
продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их
использования и совершенствование обследования предметов. Ребёнок может произвольно
наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем пространстве. Восприятие
становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Более широкое использование
речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребёнка, открытием новых
граней окружающего мира. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо
явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом
для ребёнка четырёх лет становится вопрос «почему?». К пяти годам внимание становится всё
более устойчивым. Развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.
Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к деятельности
сохраняется. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам в
деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент
произвольного внимания. Ребёнок развивается, становится физически более выносливым. Это
стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон
настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В
этом возрасте сверстник становится значим и интересен. Ребёнок стремится к партнёрству в
играх, ему уже не интересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по
половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми. Следует
обратить внимание на то, что в возрасте 4—5 лет недостатки воспитания ребёнка начинают
постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. В среднем
дошкольном возрасте дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя
последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети
называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и
реальных взаимоотношений.
1.5.Планируемые результаты дополнительной образовательной программы «Школа
мяча», с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты:
- укрепление здоровья детей,
- повышение уровня двигательной активности,
- формирование двигательных умений и навыков,
- укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать
себя комфортно в большом коллективе,
- умение владеть мячом,
- повышение интереса к здоровому образу жизни через занятия спортом.
- улучшение физического и психического состояния здоровья воспитанников
вследствие оптимизации двигательного режима и развития психофизических качеств,
К концу первого года обучения инструктор по физкультуре должен научить детей:
 прокатывать мяч двумя руками от черты;
 скатывать мяч по наклонной доске;
 прокатывать мяч по скамейке, не уронив;
 перекатывать мяч друг другу в парах, из положения сидя ноги врозь и стоя на коленях;
 прокатывать мяч в ворота с расстояния 1.5 – 2 м;
 прокатывать мяч в ворота, стоя парами и сидя на полу;
 ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 70 – 100 см);
 подбрасывать мяч невысоко вверх и ловить его из положения сидя на полу;
 выполнять броски мяча двумя руками из-за головы;
 броски мяча о землю и ловля его;
К концу второго года обучения инструктор по физкультуре должен научить детей:

7

 прокатывать мяч между двумя линиями, положенными на расстоянии 15 – 20 см одна от
другой;
 катание мяча между предметами (расстояние 40 – 50 см);
 катание мяча друг другу из разных положений;
 скатывание по наклонной доске с попаданием в предмет;
 броски мяча из-за головы из разных положений;
 броски из – за головы через скамейку;
 броски от груди из разных положений;
 подбрасывание и ловля мяча, не роняя, 3 – 4 раза подряд;
 броски и ловля мяча в парах друг, другу;
 броски мяча об пол и ловля его двумя руками;
 отбивание мяча двумя руками об пол 4 – 5 раз подряд;
 отбивание мяча об пол правой или левой рукой об пол 4 – 5 раз подряд;

8

II.

Содержательный раздел программы.

2.1.Содержание образовательной деятельности.
Содержание работы
От 3 до 4 лет
Обучение технике приема, передачи и ловли мяча.
 прокатывать мяч одной и двумя руками из
положения сидя ноги врозь и стоя на коленях;
 бросать мяч невысоко вверх и ловля его сидя на
месте;
Обучение ведению мяча.
 бросание мяча в пол и ловля его двумя руками на
месте;
Обучение броску мяча в корзину.
 выполнять броски мяча двумя руками из-за
головы;
Обучение передачам мяча.
 прокатывать мяч двумя руками от черты;
 скатывать мяч по наклонной доске;
 прокатывать мяч по скамейке, не уронив;
Обучение передачам мяча ногой, и удару поворотам.
 прокатывание мяча в ворота;
От 4 до 5 лет
Обучение технике приема, передачи и ловли мяча.
 прокатывать мяч между двумя линиями,
положенными на расстоянии 15 – 20 см одна от
другой;
 катание мяча между предметами (расстояние 40 –
50 см);
 катание мяча друг другу из разных положений;
 скатывание по наклонной доске с попаданием в
предмет;

Формы работы
Совместные упражнения с
мячами;
Совместная деятельность,
состоящая из набора подвижных
игр большой,
средней и малой интенсивности;
Работа в парах, тройках;
Игровая беседа с элементами
движений.
Чтение.
Рассматривание.
Игра.
Физкультурное занятие.
Контрольно-диагностическая
деятельность.

9

Методы, используемые на
занятиях
словесные (объяснение
упражнения, указание,
распоряжение и команда
рассказ, беседа);
наглядные (показ, имитация,
звуковые и зрительные
ориентиры использование
наглядных пособий,
исполнение упражнений
инструктором или детьми);
практические (упражнения,
конкретные задания, игровые
приемы, поддержка и помощь).
Репродуктивные методы
(воспроизведение знакомых
детям упражнений в
практической деятельности).

Формы организации
детей
фронтальный,
поточный, сменный,
групповой,
подгрупповой,
индивидуальный

 подбрасывание и ловля мяча, не роняя, 3 – 4 раза
подряд;
 броски и ловля мяча в парах друг, другу;
Обучение ведению мяча.
 броски мяча об пол и ловля его двумя руками;
 отбивание мяча двумя руками об пол 4 – 5 раз
подряд;
 отбивание мяча об пол правой или левой рукой
об пол 4 – 5 раз подряд;
Обучение броскам мяча в корзину.
 броски мяча из-за головы из разных положений;
 броски из – за головы через скамейку;
 броски от груди из разных положений;

10

2.2.Учебный план.
Модуль №1:1 год обучения. От 3 до 4 лет.
№ Основные двигательные действия
1
2
3
4
5
6
7

Количество
занятий
6
8
6
2
4
8
2

Катание мяча руками
Броски мяча в пол
Ловля и передача мяча
Метание мяча
Броски мяча двумя руками из – за головы
Подвижные игры с мячом
Диагностика

Модуль №2:2 год обучения. От 4 до 5 лет.
№ Основные двигательные действия
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Катание мяча из различных и.п.
Передачи мяча руками на месте из различных и.п.
Броски мяча из – за головы из различных и. п.
Перебрасывание мяча через препятствие
Ведение мяча руками на месте
Ведение мяча одной рукой
Метание мяча
Подвижные игры с мячом
Диагностика

Количество
занятий
4
5
4
2
6
8
3
6
2

2.3.Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
Формы
Деятельность
Цель
взаимодейст
родителей
вия
Информационно- Организовать грамотное
Диагностика
Ознакомление с Беседа
аналитические
общение с родителями для физической
результатами
Консультиросбора, обработки и
подготовленност диагностики.
вание
использования данных о
и детей.
Обсуждение с
семье каждого
Обработка
инструктором по
воспитанника и
данных.
физкультуре
на основе анализа
Распределение физ.
осуществлять
детей по уровню подготовленност
индивидуальный подход к физ. развития. и ребенка.
ребенку
НаглядноПознакомить родителей с Разработка
Ознакомление Выставка
информационные условиями, задачами и
стендов,
методами воспитания
памяток, фотодетей.
коллажей по
Оказать практическую
итогам
помощь семье.
мероприятий.
Досуговые
Обеспечить установление Разработка и
Участие в спорт Спорт
неформальных отношений проведение физ. мероприятиях мероприятия
между педагогами и
праздников,
досуги
Направления
взаимодействия

Деятельность
педагога

11

Информационноознакомительные

родителями, доверительных досугов,
отношений между
развлечений
родителями и детьми.
Преодолеть поверхностные Планирование и Посещение
представления о работе
проведение
открытых
физкультурных занятий
занятий

развлечения
Открытые
просмотры

III. Организационный раздел программы.
3.1.Организационно-педагогические условия.
3.1.1. Квалификационные требования к педагогическому работнику
Педагог дополнительного образования
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование воспитанников в
соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую
деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка и принимает меры по сохранению
контингента
воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически
обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из
психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные
образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные
ресурсы. Проводит занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической
и психологической наук, возрастной психологии и
гигиены, а также современных
информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод воспитанников.
Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и
программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности
воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных
интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности воспитанников, ориентируясь
на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Организует самостоятельную деятельность воспитанников, в том числе исследовательскую,
осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с воспитанниками актуальные события
современности. Обеспечивает и анализирует достижения , воспитанников. Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой
деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые
редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку
одаренным и талантливым воспитанникам. Организует участие воспитанников в массовых
мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других
формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной
программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям
или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей
компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны
труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и
психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей ,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых
12

талантов; содержание программы, методику и организацию дополнительного образования
детей оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков,
методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками,
детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером
(текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами,
мультимедийным
оборудованием;
правила
внутреннего
трудового
распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления
требований к стажу работы.
Инструктор по физической культуре
Должностные обязанности. Организует и проводит с участием педагогических работников и
родителей (лиц, их заменяющих) физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни
здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера. Организует работу кружка.
Организует деятельность физкультурного актива. Осуществляет просветительскую работу
среди родителей (лиц, их заменяющих)
воспитанников, педагогических работников с
привлечением соответствующих специалистов. Определяет содержание занятий с учетом
возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов
воспитанников. Ведет работу по овладению воспитанниками навыками и техникой выполнения
физических упражнений, формирует их нравственно-волевые качества. Обеспечивает
безопасность воспитанников при проведении физических и спортивных занятий, оказывает им
первую доврачебную помощь. Постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических
норм и состоянием помещений. Совместно с медицинскими работниками контролирует
состояние здоровья воспитанников и регулирует их физическую нагрузку, ведет мониторинг
качества оздоровительной работы в образовательном учреждении с использованием
электронных форм учета показателей здоровья и физических нагрузок. Консультирует и
координирует деятельность педагогических работников по вопросам теории и практики
физического воспитания
воспитанников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья
воспитанников во время образовательного процесса. Участвует в работе педагогических,
методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению
родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий,
предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим. Выполняет правила по охране
труда и пожарной безопасности
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную,
физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
педагогику и психологию; возрастную физиологию, анатомию; санитарию и гигиену; методику
обучения на спортивных снарядах и приспособлениях; методику обучения игровым видам
спорта; правила безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего
обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контакта с
воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими
13

работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего распорядка
(трудового распорядка) образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной
безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к
стажу работы.
3.1.2. Календарный учебный график.
№ Содержание

1 год обучения. От 3 до 4 лет 2 год обучения. От 4 до 5 лет

1

Начало учебного года

октябрь

сентябрь

2

Окончание учебного года

июнь

июнь

3

Мониторинг

2 раза (октябрь, май)

2 раза (сентябрь, май)

4

Количество занятий в
неделю

1 раза

1 раз

5

Продолжительность
учебного года

36 недель

40 недель

6

Продолжительность занятий 15 минут

20 минут

3.1.3. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
Тип оборудования
Для ходьбы, бега, равновесия

Наименования
Палка гимнастическая
Скакалка длинная
Обруч большой
Скамейка гимнастическая
Бревно гимнастическое
Лабиринт
Для прыжков
Обруч
Палка гимнастическая
Скакалка длинная
Скакалка короткая
Для катания, бросания, ловли,
Кольцеброс
бросков и передачи
Мешочек с грузом
Обруч
Кегли
Мяч большой, средний, малый
Дуги
Для развития двигательных качеств Лабиринт
Мяч
Обруч
Палка гимнастическая
Гантели
Скакалки

14

3.1.4 .Методические материалы.
Перечень методических пособий для реализации программы «Школа мяча»
1.«Школа мяча» Николаева Н.И. СП. «Детство- Пресс» 2008 г.
2.«Физическая культура в детском саду» Осокина Т.И. М.: Просвещение 1986 г;
3. «Методика обучения и овладения элементами игры в футбол с детьми дошкольного
возраста» И.А. Аксенова.
4.«Физкультура : методика преподавания, спортивные игры». Найманова Э. Ростов-на-Дону.
«Феникс» 2003г.
5.«Методика обучения основным видам движений» Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. М.:
Владос
6.«300 упражнений с мячом» Исакова А.В., Васильева Н. В. Омск: БОУДПО«ИРООО»,2009 г.
7.«Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошиной М.: Москва «Аркти»
8.«Спортивные игры и упражнения в детском саду» Адашкявичене Э.Й.; М.: Просвещение ,
1992г.
9. «300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию» И.А. Гуревич Минск:
«ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1994 г.
3.2. Мониторинг уровня подготовленности детей, оценочные материалы.
От 3 до 4 лет.
№

Тест

Условия
выполнения

Высокий
уровень
3балла

Средний Средний
уровень уровень
2 балла 1 балла

I блок : катание мяча
1

Катание мяча в парах

Сидя на месте

2

Катание мяча в ворота

Стоя на месте

С
С
С
расстояния расстояния расстояни
2м
1.5 м
я 1м
Попадания Попадания Попадани
с
с
яс
расстояния расстояния расстояни
2м
1.5м
я 1м

II блок : упражнения с ведением мяча
1

Броски мяча в пол и ловля

Время не
ограничено

Более 7 раз

4-7 раз

III блок : упражнения с передачей и ловлей мяча
Ловля мяча брошенного
1
Расстояние 1 -1,5м Более 3 раз 2-3 раз
взрослым
2
Подбрасывание мяча вверх
Сидя
Более 5 раз 3 – 5 раз
Сумма баллов за тесты

1-3 раза

0-1 раз
0-2 раз

15 балл 10 баллов 5 баллов

Высокий уровень – от 11 до 15 баллов, ребёнок освоил все элементы владения мячом,
выполняет уверенно, свободно, в хорошем темпе.
Средний уровень – от 6 до 10 баллов, ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но
допускает незначительные ошибки.

15

Низкий уровень – от 0 до 5 баллов, ребёнок допускает много ошибок, слабо координирован,
глазомер слабо развит.

16

ФИО

Катание мяча в
парах

Катание мяча в
ворота

Броски мяча в пол
и ловля

17

Ловля мяча
брошенного
взрослым

Подбрасывание
мяча вверх

Сумма баллов

От 4 до 5 лет.
№

Тест

I блок: бросание и ловля мяча
Бросание мяча вверх двумя
1
руками, ловля двумя руками

Условия
выполнения

Высокий
уровень
3балла

Стоя на месте

10-12 раз

6-9 раз

0-5 раз

8-10 раз

3-7 раз

0-2 раза

Более 7 раз

3-7 раз

1-3 раза

Более 10 раз 5-10 раз

1-5 раза

II блок: упражнения с передачей мяча
Передача мяча двумя руками в
1
Расстояние 2, 5-3м
парах, стоя на месте
III блок: упражнения с ведением мяча
Ведение мяча на месте двумя
1
руками
Броски мяча об пол и ловля
2
его
IV блок: упражнения с бросками мяча
Бросок мяча двумя руками из
1
– за головы через препятствие
Сумма баллов за тесты

Время не
ограничено
Время не
ограничено

стоя

Более 3м
15 балла

Средний Средний
уровень уровень
2 балла 1 балла

2-3м

1- 2м

10 баллов 5 баллов

Высокий уровень – от 11 до 15 баллов, ребёнок освоил все элементы владения мячом,
выполняет уверенно, свободно, в хорошем темпе.
Средний уровень – от 6 до 10 баллов, ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но
допускает незначительные ошибки.
Низкий уровень – от 0 до 5 баллов, ребёнок допускает много ошибок, слабо координирован,
глазомер слабо развит.

18

ФИО

Бросание мяча
вверх двумя
руками, ловля
двумя руками

Передача мяча
двумя руками в
парах, стоя на
месте

Ведение мяча на
месте двумя
руками

19

Броски мяча об
пол и ловля его

Бросок мяча двумя Сумма
руками из – за
баллов
головы через
препятствие

Приложение.
Модуль № 1: Рабочая программа по дополнительной общеразвивающей
программе физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча» , 1 год обучения.
Содержательный раздел программы.
Содержание образовательной деятельности.
Содержание работы

Формы работы

Методы, используемые
на занятиях

Формы
организации
детей

От 3 до 4 лет
Обучение технике приема, передачи и
ловли мяча.
 прокатывать мяч одной и двумя
руками из положения сидя ноги
врозь и стоя на коленях;
 бросать мяч невысоко вверх и
ловля его сидя на месте;
Обучение ведению мяча.
 бросание мяча в пол и ловля
его двумя руками на месте;
Обучение броску мяча в корзину.
 выполнять броски мяча двумя
руками из-за головы;
Обучение передачам мяча.
 прокатывать мяч двумя руками
от черты;
 скатывать мяч по наклонной
доске;
 прокатывать мяч по скамейке,
не уронив;
Обучение передачам мяча ногой, и
удару поворотам.
 прокатывание мяча в ворота;

Совместные
упражнения с мячами;
Совместная
деятельность,
состоящая из набора
подвижных игр
большой,
средней и малой
интенсивности;
Работа в парах,
тройках;
Игровая беседа с
элементами движений.
Чтение.
Рассматривание.
Игра.
Физкультурное
занятие.
Контрольнодиагностическая
деятельность.

словесные (объяснение
упражнения, указание,
распоряжение и команда
рассказ, беседа);
наглядные (показ,
имитация, звуковые и
зрительные ориентиры
использование наглядных
пособий, исполнение
упражнений инструктором
или детьми);
практические
(упражнения, конкретные
задания, игровые приемы,
поддержка и помощь,
соревнования).
Репродуктивные методы
(воспроизведение
знакомых детям
упражнений в
практической
деятельности или в
соревнованиях.).

фронтальный,
поточный,
сменный,
групповой,
подгрупповой
индивидуальный

Учебный план.
№ Основные двигательные действия
1
2
3
4
5
6
7

Количество
занятий
6
8
6
2
4
8
2

Катание мяча руками
Броски мяча в пол
Ловля и передача мяча
Метание мяча
Броски мяча двумя руками из – за головы
Подвижные игры с мячом
Диагностика

20

2.3. Перспективное планирование работы.
№ п/п

Задачи
1.Выявить уровень физической
подготовленности детей

Содержание
Катание мяча в парах
Катание мяча в ворота
1
Броски мяча в пол и ловля
Ловля мяча брошенного взрослым
Подбрасывание мяча вверх
1.
Знакомить детей со свойствами Катание мяча по гимнастической скамейке.
резинного мяча.
Подвижная игра «Осенний дождик».
2.
Упражнять в прокатывании мяча Упражнение в ходьбе «Ежики».
2 по гимнастической скамейке.
3.
Формировать у детей интерес к
занятиям мячом.
4.
Познакомить с правилами игры
«Осенний дождь»
1.
Знакомить детей со свойствами Упражнение в ходьбе «Ежики».
резинного мяча.
Катание мяча по перевернутой ребристой доске.
3 2.
Упражнять в прокатывании мяча Подвижная игра «Осенний дождик».
по перевернутой ребристой доске.
3.
Формировать у детей интерес к
занятиям мячом.
1.
Знакомить детей со свойствами Упражнение в ходьбе «Ежики».
резинного мяча.
Катание мяча в парах.
2.
Упражнять в прокатывании мяча Подвижная игра «Белочка».
4,5 в парах сидя на полу.
3.
Познакомить с правилами игры
«Белочка».
4.
Формировать у детей интерес к
занятиям мячом.
1. Продолжить знакомить детей со Комплекс упражнений с мячом сидя на полу.
свойствами резинного мяча, его
Подвижная игра «Сугроб».
формой, объемом.
Подвижная игра «Беги быстрее»
6
2. Учить выполнять упражнения с
мячом сидя.
3. Познакомить с правилами игры
«Сугроб» и «Беги быстрее».
1. Продолжить знакомить детей со Комплекс упражнений с мячом в ходьбе по залу.
свойствами резинного мяча, его
Подвижная игра «Сугроб».
7
формой, объемом.
Подвижная игра «Беги быстрее»
2. Учить выполнять упражнения с
мячом в ходьбе.
1. Продолжить знакомить детей со Комплекс упражнений с мячом в ходьбе по залу.
свойствами резинного мяча, его
Комплекс упражнений с мячом сидя на полу.
8,9 формой, объемом.
Подвижная игра «Сугроб».
2. Учить выполнять упражнения с Подвижная игра «Беги быстрее» (с разделением на
мячом в ходьбе.
группы)
3. Учить слушать сигнал.
1. Учить детей манипулировать с Упражнение «Ежик» стоя на месте.
10 мячом.
Упражнение «Ежик на прогулке».
2. Учить прокатывать мяч двумя Подвижная игра «Ежик и лиса»
руками от черты.
21

3. Познакомить с правилами игры
«Ежик и лиса».
4. Развивать ловкость.
1. Учить детей манипулировать с Упражнение «Ежик» в ходьбе.
мячом.
Упражнение «Ежик на прогулке».
11
2. Учить прокатывать мяч двумя Подвижная игра «Ежик и лиса»
руками от черты.
3. Развивать ловкость.
1. Учить детей манипулировать с Упражнение «Ежик» по команде.
мячом.
Упражнение «Ежик на прогулке».
2. Учить прокатывать мяч двумя Подвижная игра «Ежик и лиса»
руками от черты.
Подвижная игра «Поймай комара».
12,13
3. Познакомить с правилами игры
«Поймай комара».
4. Учить слушать сигнал и
действовать по нему.
5. Развивать ловкость и скоростно
– силовые способности.
1. Учить бросать мяч в пол и
Упражнения в ходьбе: катание мяча по
ловить его после отскока из положения перевернутой ребристой доске, ходьба на коленях
сидя на полу.
по гимнастическому мату, мяч в руках.
14
2. Учить передавать мяч, стоя в
Упражнение « Маленький Зайчик»
кругу.
Подвижная игра «Робот»
3. Воспитывать умение работать в Катание мяча в парах.
парах.
1. . Учить бросать мяч в пол и
Упражнения в ходьбе: катание мяча по
ловить его после отскока из положения перевернутой ребристой доске, ходьба на коленях
стоя на коленях.
по гимнастическому мату, мяч в руках.
15
2. Учить передавать мяч, стоя в
Упражнение « Мама Зайка»
кругу.
Подвижная игра «Робот»
3. Воспитывать умение работать в Катание мяча в парах
парах.
1. Учить бросать мяч в пол и
Упражнения в ходьбе: катание мяча по
ловить его после отскока из положения перевернутой ребристой доске, ходьба на коленях
стоя.
по гимнастическому мату, мяч в руках.
2. Учить передавать мяч, стоя в
Упражнение «Папа Зайчик»
16,17
кругу.
Подвижная игра «Робот»
3. Познакомить с правилами игры Подвижная игра «Мишка»
«Мишка».
4. Развивать ловкость и
координацию.
1.
Продолжать
обучение Упражнение « Маленький Зайчик»
бросанию мяча в пол и ловле его после Упражнение « Мама Зайка»
18, 19 отскока из различных и.п.
Упражнение «Папа Зайчик»
2.
Продолжить
обучение Подвижная игра «Робот» (усложненная
передаче мяча, стоя в кругу.
несколькими мячами)
3.
Развивать ловкость и Подвижная игра «Мишка»
координационные способности.
1.
Продолжить
обучение Упражнение «Ежик» стоя на месте.
манипуляции с мячом.
Упражнение «Зайчик» стоя на месте
2.
Учить слушать и быстро Упражнение «Ежик» в ходьбе по сигналу
20, 21
реагировать на сигнал.
Упражнение «Зайчик» в ходьбе по сигналу
Подвижная игра «Белочка»

22

1.
Учить выполнять бросок Бросок мяча из – за головы стоя.
мяча из – за головы.
Подвижная игра «Белочка» (с броском)
21, 22
2.
Учить правила игры
«Белочка» (с броском)
1.
Учить прокатывать мяч в Прокатывание мяча в ворота
ворота
Упражнение «Зайчик»
23, 24
2.
Продолжить обучение
Подвижная игра «Ежик и лиса»
броску мяча в пол.
3.
Развивать глазомер
1.
Учить прокатывать мяч в Прокатывание мяча в ворота и подбор мяча
ворота и подбирать его после задания. самостоятельно
2.
Продолжить обучение
Упражнение «Зайчик»
25, 26 броску мяча в пол.
Прокатывание мяча в парах в ворота из положения
3.
Воспитывать умение
сидя.
работать в парах.
Подвижная игра «Ежик и лиса»
4.
Развивать глазомер и
самостоятельность
1. Учить скатывать мяч по
Скатывание мяча с гимнастического мата и подбор
наклонной поверхности.
мяча самостоятельно.
27, 28
2. Учить ловить мяч брошенный Подвижная игра «Поймай комара»
взрослым.
Подвижная игра «Белочка»
3. Развивать ловкость.
1. Учить правильно ловить мяч,
Подбрасывание мяча невысоко вверх и ловля его
удерживать кистями рук.
из положения сидя.
2. Повторить бросок мяча в пол и Упражнение «Зайчик»
29,30 ловлю его.
Подвижная игра «Поймай комара»
3. Учить ловить мяч брошенный Подвижная игра «Белочка»
взрослым.
4. Развивать ловкость.
1.Выявить уровень физической Катание мяча в парах
подготовленности детей
Катание мяча в ворота
31
Броски мяча в пол и ловля
Ловля мяча брошенного взрослым
Подбрасывание мяча вверх
32
1.Открытый просмотр.
1. Учить
выполнять
полосу Катать мяч в ворота и догонять
препятствий
из
разученных Ходьба по гимнастическому мату на коленях мяч в
упражнений
руках
33,34
2. Повторить передачу мяча
Катить мяч по гимнастической скамейке
3. Развивать ловкость и быстроту. Подвижная игра «Робот»
Подвижная игра «Кто быстрее»
1. Повторить прокатывание мяча в Подвижная игра «Попади в ворота»
ворота.
Прокатывание мяча в ворота парами из положения
35,36
2. Воспитывать умение работать в сидя
парах.
Подвижная игра «Лиса»
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
Тип оборудования
Для ходьбы, бега, равновесия

Наименования
Палка гимнастическая
Скакалка длинная
Обруч большой
23

Скамейка гимнастическая
Бревно гимнастическое
Лабиринт
Для прыжков
Обруч
Палка гимнастическая
Скакалка длинная
Скакалка короткая
Для катания, бросания, ловли,
Кольцеброс
бросков и передачи
Мешочек с грузом
Обруч
Кегли
Мяч большой, средний, малый
Дуги
Для развития двигательных качеств Лабиринт
Мяч
Обруч
Палка гимнастическая
Скакалки
Перечень методических пособий для реализации программы «Школа мяча»
1.«Школа мяча» Николаева Н.И. СП. «Детство- Пресс» 2008 г.
2.«Физическая культура в детском саду» Осокина Т.И. М.: Просвещение 1986 г;
3. «Методика обучения и овладения элементами игры в футбол с детьми дошкольного
возраста» И.А. Аксенова.
4.«Физкультура : методика преподавания, спортивные игры». Найманова Э. Ростов-на-Дону.
«Феникс» 2003г.
5.«Методика обучения основным видам движений» Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. М.:
Владос
6.«300 упражнений с мячом» Исакова А.В., Васильева Н. В. Омск: БОУДПО«ИРООО»,2009 г.
7.«Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошиной М.: Москва «Аркти»
8.«Спортивные игры и упражнения в детском саду» Адашкявичене Э.Й.; М.: Просвещение ,
1992г.
9. «300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию» И.А. Гуревич Минск:
«ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1994 г.
Мониторинг уровня подготовленности детей.
№

Тест

Условия
выполнения

Высокий
уровень
3балла

Средний Средний
уровень уровень
2 балла 1 балла

I блок : катание мяча
1

Катание мяча в парах

Сидя на месте

2

Катание мяча в ворота

Стоя на месте

С
С
С
расстояния расстояния расстояни
2м
1.5 м
я 1м
Попадания Попадания Попадани
с
с
яс
расстояния расстояния расстояни
2м
1.5м
я 1м

II блок : упражнения с ведением мяча
1

Броски мяча в пол и ловля

Время не
ограничено
24

Более 7 раз

4-7 раз

1-3 раза

III блок : упражнения с передачей и ловлей мяча
Ловля мяча брошенного
1
Расстояние 1 -1,5м Более 3 раз 2-3 раз
взрослым
2
Подбрасывание мяча вверх
Сидя
Более 5 раз 3 – 5 раз
Сумма баллов за тесты

0-1 раз
0-2 раз

15 балл 10 баллов 5 баллов

Высокий уровень – от 11 до 15 баллов, ребёнок освоил все элементы владения мячом,
выполняет уверенно, свободно, в хорошем темпе.
Средний уровень – от 6 до 10баллов, ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но
допускает незначительные ошибки.
Низкий уровень – от 0 до 5 баллов, ребёнок допускает много ошибок, слабо координирован,
глазомер слабо развит.

25

ФИО

Катание мяча в
парах

Катание мяча в
ворота

Броски мяча в пол
и ловля

26

Ловля мяча
брошенного
взрослым

Подбрасывание
мяча вверх

Сумма баллов

Модуль № 2: Рабочая программа по дополнительной общеразвивающей
программе физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча» , 2 год обучения.
Содержательный раздел программы.
Содержание образовательной деятельности.
Содержание работы

Формы работы

Методы,
Формы
используемые на организации
занятиях
детей

От 4 до 5 лет
Обучение технике приема, передачи
и ловли мяча.
 прокатывать
мяч
между
двумя
линиями,
положенными на расстоянии
15 – 20 см одна от другой;
 катание
мяча
между
предметами (расстояние 40 –
50 см);
 катание мяча друг другу из
разных положений;
 скатывание по наклонной
доске
с попаданием
в
предмет;
 подбрасывание и ловля мяча,
не роняя, 3 – 4 раза подряд;
 броски и ловля мяча в парах
друг, другу;

Совместные
упражнения с
мячами;
Совместная
деятельность
состоящая из набора
подвижных игр
большой,
средней и малой
интенсивности;
Совместная
деятельность
состоящая из
эстафет;
Работа в парах,
тройках;
Игровая беседа с
элементами
движений.
Чтение.
Рассматривание.
Игра.
Интегративная
детская деятельность.
Физкультурное
занятие.
Контрольнодиагностическая
деятельность.
Физкультурные
состязания.

словесные
(объяснение
упражнения,
указание,
распоряжение и
команда рассказ,
беседа);
наглядные (показ,
имитация,
звуковые и
зрительные
ориентиры
использование
наглядных
пособий,
исполнение
упражнений
инструктором или
детьми);
практические
(упражнения,
конкретные
задания, игровые
приемы,
поддержка и
помощь,
соревнования).
Репродуктивные
методы
(воспроизведение
знакомых детям
упражнений в
практической
деятельности или
в соревнованиях).

Обучение ведению мяча.
 броски мяча об пол и ловля
его двумя руками;
 отбивание мяча двумя руками
об пол 4 – 5 раз подряд;
 отбивание мяча об пол
правой или левой рукой об
пол 4 – 5 раз подряд;
Обучение броскам мяча в корзину.
 броски мяча из-за головы из
разных положений;
 броски из – за головы через
скамейку;
броски от груди из разных
положений;

фронтальный,
поточный,
сменный,
групповой,
подгрупповой
индивидуальный

Учебный план.
№ Основные двигательные действия

Количество
занятий
27

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Катание мяча из различных и.п.
Передачи мяча руками на месте из различных и.п.
Броски мяча из – за головы из различных и. п.
Перебрасывание мяча через препятствие
Ведение мяча руками на месте
Ведение мяча одной рукой
Метание мяча
Подвижные игры с мячом
Диагностика

4
5
4
2
6
8
3
6
2

Перспективное планирование работы.
№ п/п

1

2,3

4,5

6,7

8,9

10

11,12

Задачи
1.Выявить уровень физической
подготовленности детей

Содержание
Бросание мяча вверх двумя руками, ловля двумя
руками
Передача мяча двумя руками в парах, стоя на
месте
Ведение мяча на месте двумя руками
Броски мяча об пол и ловля его
Бросок мяча двумя руками из – за головы через
препятствие
1. Учить выполнять упражнения с Ходьба с мячом, выполняя различные ОРУ
мячом в ходьбе.
Ходьба на коленях, прокатывая мяч перед собой
2. Повторить катание мяча по
Катание мяча по гимнастической скамейке
гимнастической скамейке
Работа в парах, катание мяча о обруча друг другу
3. Упражнять в работе в парах
Подвижная игра «Беги к мячу»
1. Повторить упражнения с мячом Ходьба с мячом, выполняя различные ОРУ
в ходьбе.
Ходьба на коленях, прокатывая мяч перед собой
2. Учить прокатывать мяч по
Катание мяча по гимнастической скамейке и ловля
гимнастической скамейке с ловлей его. его после прокатывания
3. Учить упражнение «Солнечный Упражнения «Зайка», «Ежик», «Солнечный Зайка»
Зайка»
Подвижная игры «Поймай комара», «Лиса»
1. Учить выполнять повороты по Повороты по свистку на месте и в ходьбе по залу в
сигналу на месте и в ходьбе
колонне по одному
2. Учить манипулировать мячом ОРУ с мячом
3. Развивать ловкость
Подвижные игры «Осенний дождик», «Робот»
1. Учить управлять своими
Бросок мяча двумя руками из – за головы
движениями в разных игровых
Бросок мяча через скамейку стоящую на полу из
ситуациях.
и.п. стоя, стоя на коленях и сидя на полу
2. Повторить бросок мяча двумя П\и «Мяч по кругу»
руками из – за головы
ОРУ с мячом
3. Учить бросок мяча через
Подвижные игры «Осенний дождик», «Робот»
препятствия.
1. Учить выполнять повороты по Повороты по свистку в ходьбе и беге по залу в
сигналу в ходьбе и беге
колонне по одному
2. Учить манипулировать мячом ОРУ с мячом
3. Повторять бросок мяча через Упражнения «Зайка», «Ежик», «Солнечный Зайка»
препятствия.
Бросок мяча через скамейку стоящую на полу из
4. Развивать ловкость
и.п. стоя
Подвижная игра «Белочка»
1. Повторять бросание мяча в пол Бросание мяча двумя руками в пол и ловля двумя
на месте и ловлю после отскока.
руками после удара об пол на месте
2. Учить передачи мяча на месте в Упражнение «Солнечный зайчик»
парах
Передачи мяча в парах друг другу на расстоянии
28

3. Развивать координацию
движений.

13,14

15,16

17,18

19,20

21,22

23,24

1м
«Достань мяч, поймай мяч»
«1,2,3, лови»
1. Учить передачу и умение мягко Передачи мяча в парах на месте
ловить мяч в индивидуальных
от груди
упражнениях и в парах разными
бросок мяча в цель от груди
способами.
П/И « Поймай мяч»
2. Повторить метание мяча в цель П/И « Гонка мячей по кругу»
3. Развивать ловкость, внимание, П/И « Мяч капитану»
глазомер.
Эстафетное задание «передача сбоку»
1. Учить отбивать мяч
Отбивание мяча сидя, стоя на коленях, стоя на
2. Повторять бросок мяча через
месте двумя руками
препятствие
Бросок мяча через гимнастическую скамейку
3. Повторить катание мяча
Катание мяча по сигналу и на меткость в четверке
4. Развивать внимание,
Эстафета «Передача сбоку»
координацию движений, умение
действовать по сигналу
1. Учить отбивать мяч
Броски малого мяча об пол, ловля обеими руками
2. Закреплять умение бросать мяч одновременно
и ловить его двумя руками
Перебрасывание мяча друг другу
одновременно.
Отбивание мяча сидя, стоя на коленях, стоя на
3. Развивать внимание,
месте двумя руками
координацию движений.
Подвижная игра «Большая квартира»
1. Учить манипулировать мячом Упражнения в ходьбе с вращением мяча
2. Учить катать мяч по линии
Катать мяч по гимнастической скамейке и ловить
3. Продолжить обучение
его
отбиванию мяча
Отбивание мяча стоя, стоя на коленях, сидя
Эстафетное задание «Кто быстрее принесет»
1. Учить катать мяча с
П/и «Кого назвали, тот и ловит»
попаданием в предмет (кегли).
Прокатывания мяча одной рукой и двумя руками
2. Закреплять умение
из разных и.п., по полу и по скамейке, попадать в
самостоятельно принимать и.п. при
цель в конце задания.
прокатывании мяча.
П/и «Ловкий стрелок
3. Развивать ловкость и меткость П/и «Прокати и попади»
4. Воспитывать самостоятельность П\и «Сбей городок»
1. Учить катать мяч руками,
Упражнение «Экскаватор»
выполняя передвижение по залу
Ведение мяча ногой
2. Учить вести мяч ногой
Броски малого мяча об пол, ловля обеими руками
3. Воспитывать настойчивость в одновременно.
достижении результатов.
П/и «Мяч в воздухе»
Броски мяча вверх и ловля его

1. Учить бросать мяч в пол по
сигналу на месте и в движении
2. Повторить катание мяча с
25,26 подбором
3. Развивать ловкость.

Броски мяча в пол по сигналу на месте и в
движении
Катать мяч в ворота и догонять
Катать мяч головой по гимнастическому мату
Эстафетные задания с мячом
Подвижные игры «Волк, который час», «Белочка»,
«Охотник в кругу».
1. Упражнять в точной передаче Передача мяча ногой
мяча друг другу ногой
Остановка мяча ногой
27, 28
2. Учить останавливать мяч ногой П/и «Охотники и зверь»
после передачи

29

1. Учить управлять своими
движениями в разных игровых
ситуациях.
2. Учить передачу мяча ногой в
29,30, ворота
31
3. Учить останавливать мяч ногой
4. Учить прокатывать мяч под
воротами из положения стоя
5. Развивать чувство ритма.

Передача мяча ногой в ворота
Остановка мяча ногой после передачи
Катание мяча в ворота
Эстафетные задания с мячом
Подвижная игра «Пробей крепость»
П/и «Меткий стрелок»

1. Упражнять в быстрой смене
движений.
2. Учить забрасывать мяч в
ворота
32,33
3. .Учить управлять мячом, мягко
отталкивая кистью.
4. Развивать ориентировку в
пространстве.
1. Учить ловко принимать и точно
передавать мяч друг другу
2. Закреплять умение работать в
34,35 парах.
3. Учить соразмерять силу броска
с расстоянием
4. Развивать глазомер.
1. Выявить уровень физической
подготовленности детей

Перебрасывание мяча через препятствие одной
рукой, двумя
Броски мяча в ворота
Отбивание мяча поочередно правой, левой рукой
несколько раз подряд
П/и «Гонка мячей по шеренгам»

36

37

38

39

40

Открытый просмотр
1. Закрепить умение вести мяч
ногой, с помощью ориентиров.
2. Развивать выносливость.

1. Упражнять в непроизвольном
действии мячом
2. Развивать внимание.
1. Упражнять в быстрой смене
движений.
2. Упражнять в умении передачи
мяча
3. Развивать ориентировку в
пространстве.
4. Закреплять умение отбивать мяч
ладонями в нужном направлении.

Перебрасывание мяча через препятствие в парах
Передачи мяча ногой
Отбивание мяча и передача
П/и «не урони мяч»

Бросание мяча вверх двумя руками, ловля двумя
руками
Передача мяча двумя руками в парах, стоя на
месте
Ведение мяча на месте двумя руками
Броски мяча об пол и ловля его
Бросок мяча двумя руками из – за головы через
препятствие
Бросание мяча до указанного ориентира
Ведение мяча ногой с помощью ориентиров
П/и «Мяч капитану»
Упражнять в перебрасывании мяча ногой друг
другу
Бросок мяча ногой в ворота на меткость
П/и «Попади мячом в цель»
Ведение мяча правой, левой рукой
Подбрасывание и ловля мяча сидя , стоя
П/и «Мяч - ловцу»
П/и «Ловишка с мячом»
Эстафетные задания с мячом
Перебрасывание мяча друг другу
Ведение мяча правой левой
Отбивание мяча по кругу.
П/и «Мяч - ловцу»
П/и «Ловишка с мячом»
Эстафетные задания с мячом

30

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
Тип оборудования
Для ходьбы, бега, равновесия

Наименования

Палка гимнастическая
Скакалка длинная
Обруч большой
Скамейка гимнастическая
Бревно гимнастическое
Лабиринт
Для прыжков
Обруч
Палка гимнастическая
Скакалка длинная
Скакалка короткая
Для катания, бросания, ловли,
Кольцеброс
бросков и передачи
Мешочек с грузом
Обруч
Кегли
Мяч большой, средний, малый
Дуги
Для развития двигательных качеств Лабиринт
Мяч
Обруч
Палка гимнастическая
Гантели
Скакалки
Перечень методических пособий для реализации программы «Школа мяча»
1.«Школа мяча» Николаева Н.И. СП. «Детство- Пресс» 2008 г.
2.«Физическая культура в детском саду» Осокина Т.И. М.: Просвещение 1986 г;
3. «Методика обучения и овладения элементами игры в футбол с детьми дошкольного
возраста» И.А. Аксенова.
4.«Физкультура: методика преподавания, спортивные игры». Найманова Э. Ростов-на-Дону.
«Феникс» 2003г.
5.«Методика обучения основным видам движений» Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. М.:
Владос
6.«300 упражнений с мячом» Исакова А.В., Васильева Н. В. Омск: БОУДПО«ИРООО»,2009 г.
7.«Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошиной М.: Москва «Аркти»
8.«Спортивные игры и упражнения в детском саду» Адашкявичене Э.Й.; М.: Просвещение ,
1992г.
9. «300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию» И.А. Гуревич Минск:
«ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1994 г.
Мониторинг уровня подготовленности детей, оценочные материалы.
№

Тест

I блок: бросание и ловля мяча
Бросание мяча вверх двумя
1
руками, ловля двумя руками

Условия
выполнения

Высокий
уровень
3балла

Стоя на месте

10-12 раз

6-9 раз

0-5 раз

8-10 раз

3-7 раз

0-2 раза

IIблок :упражнения с передачей мяча
1
Передача мяча двумя руками в Расстояние 2, 5-3м
31

Средний Средний
уровень уровень
2 балла 1 балла

парах, стоя на месте
IIIблок : упражнения с ведением мяча
Ведение мяча на месте двумя
1
руками
2

Броски мяча в пол и ловля его

IVблок : упражнения с бросками мяча
Бросок мяча двумя руками из
1
– за головы
Сумма баллов за тесты

10с
Время не
ограничено

стоя

Более 10 раз

5-7 раз

1-2 раза

Более 10 раз 5-10 раз

1-5 раза

Более 3м
15 балла

2-3 м

0-2м

10баллов 5 баллов

Высокий уровень – от 11 до 15 баллов, ребёнок освоил все элементы владения мячом,
выполняет уверенно, свободно, в хорошем темпе.
Средний уровень – от 6 до 10 баллов, ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но
допускает незначительные ошибки.
Низкий уровень – от 0 до 5 баллов, ребёнок допускает много ошибок, слабо координирован,
глазомер слабо развит.

32

ФИО

Бросание мяча
вверх двумя
руками, ловля
двумя руками

Передача мяча
двумя руками в
парах, стоя на
месте

Ведение мяча на
месте двумя
руками

33

Броски мяча об
пол и ловля его

Бросок мяча двумя Сумма
руками из – за
баллов
головы через
препятствие

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».